Диагностика речевой готовности к школе. Диагностика речевой готовности детей к школе. Как сформировать у старшего дошкольника выразительную речь

Речевая готовность ребенка к школе

Поступление ребенка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребенка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Почему так важна речевая готовность к школе?

Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связности речи и др).

Критерии речевого развития ребенка семи лет

Ребенок, поступающий в школу, должен:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • различать и называть слова с определенным звуком;
  • уметь определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • делить слова на слоги;
  • составлять слова из слогов;
  • иметь представление о предложении;
  • уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • использовать разные способы образования слов;
  • пересказывать знакомые сказки и рассказы;
  • составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок)

Как улучшить речевую готовность ребёнка к школьному обучению?

Для формирования чистого звукопроизношения необходимо систематическое выполнение артикуляционной гимнастики; заучивание стихотворений, скороговорок.

Игры для развития звуко-слогового анализа и синтеза:

Игра «Посмотри и назови» . При рассмотрении иллюстраций, ребёнку предлагают найти и перечислить лишь те, в названии которых есть определённые звуки.

Игра «Собери слово» . Ребёнку предлагается на слух слово из нескольких звуков, причём звуки предъявляются по одному, с паузой. Прослушав, ребёнок произносит слово целиком. Начинать надо с простых слов из 3х букв, постепенно увеличивая их количество. Например: [к], [о], [т]- кот, [д],[о],[м]- дом; [р],[у],[к],[а]- рука;

Игра «Назови слова с нужным звуком». После заучивания небольших стихотворений, в которых часто встречаются определённые пары звуков , ребёнку предлагают назвать лишь те слова, в которых есть дифференцируемые звуки (Напр звуки С и Ш). Вымыли мышки миски для мишки. Назвать слова сначала только со звуком С, а потом только со звуком Ш.

Игра «Раздели на слоги слово» можно с помощью хлопков, ладони, поднесённой к подбородку при произношении, предметов (кубики, кирпичики, пуговицы, фасоль).

Для обогащения словарного запаса регулярно читайте детям книги, особенно, детские энциклопедии. Чем шире знания ребёнка об окружающем мире, тем богаче его словарь.

Игра «Назови одним словом». Молоток, пила, отвёртка – всё это…(инструменты). Берёза, ель, тополь – это…(деревья) и т. д.

Игра «Подбери действия» (что делает врач, что можно делать ножом); слов, называющих какой предмет (какое может быть яблоко, погода).

Игра «Скажи наоборот». Добро – зло, трусливый – храбрый, нашёл – потерял.

Игра «Помоги Незнайке» . Ребенок должен объяснить значения слов (что такое хлебница?)

Чтобы сформировать грамматический строй речи , всегда поправляйте грамматические ошибки в речи детей.

Игра «Назови детёнышей различных животных» (у лошади – жеребенок, два жеребенка, пять жеребят). Проверьте, как легко удается изменять фразу «варенье из клубники», какое варенье? – «Клубничное варенье». А если варенье из смородины?

Игра «Покажи стрелкой» «Чей хвост? – Лисий», «Чья грива? – Лошадиная» и т.д.

Игра «Прятки» и закрепить предлоги «под», «за», «перед», «между», «из-за», «из-под». Возьмите шкатулку, несколько игрушек и прячьте их.

Для развития связной речи и в дальнейшем овладения письмом, необходимо умение составлять из слов предложения и делить предложения на слова

Игра «Сосчитай, сколько всего слов в предложении» (Карандаш лежит на столе) Напишите его схемой. Одна клетка сверху вниз три по горизонтали клетки первое слово в предложении, далее слова писать, через клетку, одно слово (три клеточки). Составляйте разные по интонации предложения. Ребёнок должен ответить на вопрос сколько в предложении слов. Развита ли у ребёнка 6-7 лет связная речь, можно узнать, предложив ему пересказать любимый мультфильм, знакомую сказку или только что прочитанный рассказ. Составлять рассказ по картине или серии картинок. Обратите внимание, соблюдается ли логическая последовательность событий, связно ли ребёнок соединяет предложения или просто перечисляет действия.


Только с помощью речи ребенок в школе может усвоить всю систему знаний. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, задать вопросы.

Благодаря речи развиваются важные психические процессы абстрактно-логическое мышление, произвольная память и внимание. Поэтому наряду с физиологической и психологической очень важна диагностика речевой готовности к школе.

Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.

Еще до начала обучения в школе у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:

  • полноценность владения речевыми звуками. Отчётливое произношение ребенком звуков в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими;
  • достаточность словарного запаса. К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (использование синонимов, антонимов, слов действий и слов-признаков);
  • сформированность грамматических систем. К достижению школьного возраста ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. А также правильно образовывать слова и предложения;
  • владение связной речью. К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При этом он должен правильно сформулировать основную мысль, последовательно строить пересказ, правильно строить предложения, особенно сложные.

Речь является главным средством коммуникации.

Диагностика речевой готовности к школе в Центре детского коррекционного развития и нейропсихологии это исследование:

  • состояния словарного запаса;
  • сформированности грамматического строя речи;
  • правильности произношения звуков;
  • умения различать звуки речи на слух;
  • владения связной речью.

Оценка речевой готовности к школе проводится логопедом-дефектологом. Проходить диагностика может в индивидуальной или групповой форме (малые группы).

Материал для диагностики предоставляется в формате игровой деятельности, для того, чтобы исключить искажение результатов в случае утомления ребенка.

Что мы рекомендуем родителям, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе:

  • создание правильного речевого окружения ребенка и благоприятных условий для развития речи. При общении с ребенком, взрослая речь должна быть четкой, ясной, грамотной. Необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей;
  • проводить целенаправленную систематическую работу по речевому развитию детей и своевременную коррекцию недостатков в развитии речи;
  • важно не ругать ребенка за неправильную речь, а ненавязчиво исправлять неправильное произношение; не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов.

(Cлайд № 2. Определение – речевая готовность)

Отражением интеллектуального и психического развития ребенка является состояние его речи. Качество работы педагогов детских садов в разделе “Речевое развитие дошкольника” напрямую зависит от умения своевременно и адекватно оценить уровень речевого развития, с тем, чтобы с раннего детства использовать потенциальные возможности каждого малыша для эффективного освоения и познания окружающей действительности.

Следует помнить, что в подготовительной группе окончательно определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка и большую значимость имеет речевая готовность ребенка к обучению в школе. В основном с этой целью и проводится диагностика речевого развития детей 6–7 лет.

(Cлайд № 3. Критерии речевого развития ребенка семи лет)

Согласно разделу речевое развитие “Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой ребенок, поступающий в школу, должен:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • различать и называть слова с определенным звуком;
  • уметь определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • делить слова на слоги;
  • составлять слова из слогов;
  • иметь представление о предложении;
  • уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • использовать разные способы образования слов;
  • пересказывать знакомые сказки и рассказы;
  • составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).

В дошкольных образовательных учреждениях третьего вида, где отсутствует специалист-логопед, главная роль в выявлении речевых нарушений и развитии речи детей отводится воспитателю. Выполнение образовательной программы - всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте и подготовки его к школьному обучению ставит воспитателя перед необходимостью использовать адекватные методики для профилактической работы, наблюдения и анализа динамики изменений в речевом развитии ребенка. (В приложении преведены примеры методических пособий речевой диагностики.) Наилучших результатов по развитию речи детей возможно достичь тогда, когда педагоги:

  • хорошо знают норму речевого развития (возрастные особенности) детей;
  • знают индивидуальные особенности формирования речи каждого ребенка группы;
  • умеют соотнести индивидуальные и возрастные особенности развития речи ребенка.

(Cлайд № 4, 5, 6, 7, 8. Методика речевой диагностики)

Диагностика речевой готовности к школе предполагает обследование всех компонентов речи:

Состояние словарного запаса.

Сформированность грамматического строя речи.

Правильность произношения звуков.

Умение различать звуки речи на слух.

Владение связной речью.

(В приложении представлена экспресс диагностика и картинный материал для обследования всех компонентов речи)

Обследование речи детей желательно проводить индивидуально или с небольшой подгруппой, воспитатель должен располагает достаточным для этого материалом, но так же можно проводить обследование и фронтально в режимных моментах, игровой деятельности, на занятиях в объеме обследования. Работа проводится в утренние или дневные часы, а так же после дневного сна.

Соблюдение условия обследования

  • Физическое и эмоциональное состояние ребенка на момент обследования. Испытуемый должен быть здоров и эмоционально настроен на беседу с воспитателем.
  • Формулировка вопроса. Вопрос должен быть сформулирован коротко, четко, без лишних слов и речевых оборотов, соответствовать возрасту ребенка. Именно это условие является самым важным, так как часто ребенок не может ответить, потому что не понимает, что конкретно от него требуется. А самая распространенная ошибка взрослого – это склонность задавать длинный, много словный, непродуманный вопрос. Чтобы избежать ее, следует сформулировать вопрос заранее и записать его.
  • Наглядный материал. Материал должен соответствовать возрасту и подбираться заранее. Комплект картинок для диагностики существует обособленно: используемая наглядность при обучении на занятиях не должна присутствовать при обследовании речи ребенка. На столе размещается только та картинка, по которой идет разговор, а все лишние на данный момент убираются.

(Cлайд № 9. Методы диагностики речевого развития)

При выявлении состояния речевого развития детей особое место отводится специальным наблюдениям, которое проводятся в процессе ситуаций общения между сверстниками и взрослыми, речевого сопровождения игровой и продуктивной деятельности, режимных моментов (прогулка).

Наблюдение дает возможность составить предварительное представление о возможностях каждого ребенка в сфере связного высказывания, об инициативности и способности вступать в беседу и поддерживать диалог, о составе фраз, правильности составления простых и сложных предложений, о правильно исполняемой слоговой структуре, о лексическом запасе, о грамматическом оформлении фраз, о фонетическом наполнении слов, об особенностях выразительных средств и темпо-ритмической окраске.

Следующий метод, на который следует обратить внимание – беседа. Нужно помнить: в процессе беседы ребенок без отклонений в речевом развитии умеет поддерживать общение репликами, модуляцией голоса, интонацией, мимикой, жестами и другими невербальными средствами.

Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слов им предлагают специально подобранные задания , дидактические упражнения и игры.

В процессе воспитательно-образовательной работы в повседневной жизни педагог в течении определенного времени не только наблюдает, но и фиксирует речь детей в специальных таблицах, отмечая как ее недостатки, так и положительные сдвиги, а также трудности, которые испытывают дети при овладении программным материалом. Педагоги определяют сильные и слабые стороны в речевом развитии каждого ребенка и группы в целом. Выявляются общие, наиболее характерные для конкретной группы детей речевые проблемы, которые выносятся во фронтальные формы работы.

В процессе анализа выделяются дети с ярко выраженными индивидуальными особенностями (отклонение или опережение) в речевом развитии.

Детям с ярко выраженными отклонениями (несоответствие возрастной норме) требуется консультация логопеда. Детям с опережением в развитии в последующем необходима индивидуальная работа (в детском саду и особенно в семье).

Таким образом, в результате обследования речи педагоги получают четкую и ясную картину реального речевого развития своих детей.

(Подробнее советы по организации обследования детей можно найти в методическом пособии для воспитателей дошкольных образовательных учреждений “Развитие речи детей 4-5 (6-7) лет” Т.И. Гризлик Л.Е Тимощук)

(Cлайд № 10. Модель коррекционно-диагностической работы с детьми раннего возраста)

В дошкольных учреждениях 1 и 2 вида, где есть группы компенсирующей направленности, есть логопункт, одной из важных задач является ранняя диагностика речевых нарушений. С неправильным произношением звуков у детей педагоги встречаются очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако в данный период чаще всего речь идет о физиологических нарушениях звукопроизношения, обусловленных недостаточной сформированностью речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата. Эти нарушения преодолеваются, если дома и в детском саду осуществляется весь комплекс мероприятий по диагностике и укреплению здоровья детей. Однако даже в возрасте 2-3 лет отмечаются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью нарушения нескольких групп звуков, их нечеткостью, смазанностью произнесения, множественными заменами. Важным диагностическим признаком задержки речевого развития является отсутствие самостоятельной фразы у ребёнка или её представленностью отдельными короткими словами, звукосочетаниями. Данные случаи речевой патологии требуют специального логопедического и медикаментозного воздействия, не дожидаясь достижения ребёнком 4,5 – 5 лет.

Воспитателю необходимо быть компетентным в вопросах развития детей раннего возраста и не пропустить момент выявления нарушений у ребенка. (Приемы обследования речи детей раннего возраста приведены в пособии О.Е. Громовой “Методика формирования начального детского лексикона”)

Главными помощниками в диагностике развития речи детей раннего возраста являются родители. Вниманию родителей могут предлагаются анкеты на выявление раннего речевого развития (гуление, лепет, появление первых слов и т.д.), различные опросники.

В результате изучения речи детей педагоги получают данные, требующие серьезного анализа. Полученные данные позволяют наметить пути работы по развитию речи с ребенком в детском саду и в семье. Именно эта информация должна стать содержательной основой последующего общения и взаимодействия педагогов и родителей, специалистов и медиков.

(Cлайд № 11. Анализ собранных материалов…)

Анализ собранных материалов дает возможность педагогам увидеть перспективы развития речи детей конкретной возрастной группы и каждого ребенка в отдельности; правильно спланировать работу на учебный год и получить положительную динамику в конце года.

(Cлайд № 12. Спасибо за внимание)

Литература

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 1998.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М., 1998.
  3. Бородич А.М., Методика развития речи детей. - М., 1981.
  4. Бельтюков В.И., О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми./Дефектология. 1983 №2/.
  5. Бельтюков В.И., Пути исследования механизма речи. /Дефектология 1984 №3./
  6. Бельтюков В.И., Функциональная асимметрия мозга в процессе овладения детьми звуковым (фонемным) строением языка. /Дефектология 1986 №1./
  7. Выготский Л.С., Мышление и речь. Собрание сочинений, М., 1982.
  8. Выготский Л.С., Психология развития ребенка. – М., 2006, Эксмо.
  9. Гвоздев А.Н., Усвоение ребенком родного языка. /В сб.: Детская речь. Под ред. Н.А.Рыбникова. М., 1927/
  10. Гербова В.В. Учусь говорить./Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе “ Радуга”/ - М., 2002.
  11. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет; Методическое пособие.
  12. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  13. гризлик Т.И. Тимощук Развитие речи детей 6-7 лет: Метод. Пособие для воспитателей дошк.образоват. учреждений – М.: Просвещение, 2004.
  14. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения./Сборник методических рекомендаций/- С.- Петербург. – 2001.
  15. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. Т.Б.Филичева, Г.А.Каше, М. Просвещение, 1991.
  16. Запорожец А.В. Психология. М., 1959.
  17. Катаева А.А., Стребелева Е.А., Дошкольная олигофренопедагогика, М., 2001.
  18. Кольцова М.М, Рузина М.С., Ребенок учится говорить.- С.-Петербург.,1998.
  19. Лоза Г.Ф., Альбом для развития речи детей раннего возраста, Киев, 1981.
  20. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М., 1978.
  21. Максаков А.И., Тумакова Г.И. Учите, играя. – М., 1983
  22. Маркова А.К., Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей… / Системные нарушения речи под редакцией Волковой Л.С. книга III /
  23. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1969.
  24. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под редакцией М.А. Васильева/- 1985.
  25. Программа “Из детства в отрочество”./ Под редакцией Дороновой Т.Н./ - М., 2002
  26. Программа “ Детство”./ Под редакцией Бабаевой Т.И./ - С.-Петербург, 1999.
  27. Психологический словарь. Под редакцией В.П.Зинченко, М. Педагогика, 1998
  28. Радуга. Программа и методическое руководство. / Под редакцией Дороновой Т.Н./ - М., 1997. п.гр.,ст.гр, 1994 - ср.гр., 199 - мл.гр.
  29. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург, 1999.
  30. Словарь логопеда., Под редакцией В.И.Селиверстова М., Владос, 1997.
  31. Стребелева Е.А. Методтческие рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей, Москва 1994.
  32. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1981.
  33. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи /Логопедическая тетрадь/, С-Петербург. 1999.
  34. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.
  35. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника /Иллюстрации и методическое пособие/ Екатеринбург, 1997.
  36. Фомичева М.Ф., Воспитание у детей правильного произношения.- М., 1989.
  37. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.

Диагностика речевой готовности детей к обучению в школе.

Для определения уровня речевой готовности ребёнка к школе необходимо выявить степень сформированности всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя, связной речи, языкового анализа и синтеза.

Экспресс-метод оценки звукопроизношения (А. Н. Корнев).

Цель исследования: выявить дефектов звукопроизношения, сохранности слоговой структуры слов.

Процедура исследования: ребёнку предлагается повторить фразы, насыщенные сложными для произношения звуками.

Стимульный материал: фразы, включающие наиболее часто смешиваемые, артикуляционно сложные согласные.

Р-Л Рыбки плавают в аквариуме.

Ж-Ш Жужжит над жимолостью жук. Кукушка кукушонку купила капюшон.

С-З-Ц Стоит воз овса, возле воза - овца.

Оценка:

3 балла – звуки произносятся правильно, слоговая структура не нарушена.

2 балла – нарушено 2-3 звука, слоговая структура не нарушена.

1 балл - нарушено 3-5 звуков, искажена слоговая структура слова.

0 баллов - нарушено более 5 звуков, грубо искажена слоговая структура слова.

Последовательность событий (Н. И. Гуткина).

Цель исследования: выявить уровень сформированности связной речи, лексико-грамматического строя, логического мышления.

Процедура исследования: У меня есть картинки. Они все перепутаны. Разложи их по порядку и составь рассказ.

Стимульный материал: 4-6 картинок.

Оценка:

3 балла – самостоятельно, правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ.

2 балла – ошибается в последовательности, но с помощью исправляет ошибки. Фрагментарность связного высказывания

1 балл - последовательность картинок нарушена, рассказ подменяет считыванием деталей с сюжетных картинок

0 баллов – последовательность картинок не устанавливает, рассказ не составляет.

Исследование номинативной функции речи (Т. А. Фотекова)

Цель исследования: выявить объём словарного запаса.

Процедура исследования: назвать по картинкам предметы и действия, подобрать антонимы, обобщающие слова.

Стимульный материал: предметные картинки с низкочастотными и среднечастотными словами: стрекоза, цапля, люстра, шприц, панцирь, лейка, зашивает, пришивает, вышивает, шьёт.

Оценка:

3 балла – точное название предметов и действий.

2 балла– поиск с нахождением правильного наименования или ответ словосочетанием.

1 балл - близкие вербальные замены (панцирь-спинка), искажение звуковой структуры слова

0 баллов – отказ, далёкие словесные парафазии (лейка-линейка), замена глагола существительным и наоборот.

Исследование фонематического восприятия (Т. А. Фотекова)

Цель исследования: выявить особенность фонематического восприятия и оценить организацию речевых движений.

Процедура исследования: ребёнку предлагается повторить цепочки слогов.

Стимульный материал: слоговые ряды с артикуляторно близкими согласными: ша-жа-жа, ща-ча-ща, ца-са-ца, кта-кто-кты, ча-тя-ча.

Оценка:

3 балла – правильное воспроизведение в темпе предъявления.

2 балла – напряжённое и замедленное воспроизведение.

1 балл – уподобление слогов с самокоррекцией.

0 баллов – уподобление, сокращение, искажение слогов или отказ.

Исследование звукового анализа и синтеза.

Цель исследования: выявить умение ориентироваться в звуковом составе слова.

Процедура исследования: ребёнку предлагается назвать (написать) первый, последний звук (букву) в словах (дым море кран клумба художник), определить последовательность и количество звуков (букв).

Стимульный материал: предметные картинки простой и сложной слоговой структуры.

Оценка:

3 балла – правильное выполнение всех заданий.

2 балла – допускает 2-3 ошибки, но исправляет их самостоятельно.

1 балл – задания выполняет только на словах лёгкой слоговой структуры.

0 баллов – все задания выполняются с ошибками, самостоятельно исправить их не может, только с помощью педагога.

Исследование языкового анализа и синтеза.

Цель исследования: выявить уровень практического осознания элементов языка.

Процедура исследования: ребёнку предлагается ответить на вопросы.

Стимульный материал: ребёнок отвечает на вопросы:

    Скажи одно слово.

    Скажи один звук.

Сколько звуков в слове «дом»?

Назови по порядку звуки в этом слове.

    Скажи одно предложение.

Сколько слов в предложении «Дети любят играть».

Назови слова по порядку.

Оценка:

3 балла – ответилправильно на все вопросы.

2 балла – ответилправильно на 3-4 вопроса.

1 балл – ответилправильно меньше чем на 3 вопроса.

0 баллов – не ответил.

Выводы об уровне речевой готовности ребёнка к школьному обучению делаются на основе суммарной оценки исследования всех сторон речи. Итоговой оценкой может быть один из пяти уровней:

    Высокий – 18 баллов

    Выше среднего – 16-14 баллов

    Средний –13-10 баллов

    Ниже среднего – 9-6 баллов

    Низкий - 0-5 баллов

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

Нарушение речи, вместе со зрительной патологией у детей – являются одними из главных показателей их готовности к школьному обучению. Дети с нарушением зрения и недостатками в развитии речи (в основном диагноз наших детей ОНР + дизартрия) не в состоянии полноценно овладеть учебным материалом. У таких детей наблюдаются нарушения внимания, памяти, быстрая утомляемость. В работе с такими детьми очень важен многосторонний комплексный подход к коррекции развития детей и логопеда и тифлопедагога, и воспитателя, и других специалистов, что обеспечивает активизацию деятельности сохранных анализаторов. Все специалисты на своих занятиях с детьми, имеющими зрительные и речевые нарушения должны использовать свои знания не только в области офтальмологии, тифлопедагогики в подборе дидактического материала (учитывается его величина, интенсивность окраски, зрительная нагрузка, посадка детей), но и в области логопедии, так как речь является одним из основных средств приобретения знаний, развития психических функций, средством самовыражения и познания других, основным средством общения. Для детей, имеющих сочетанную патологию (речь и зрение), характерны двигательные расстройства. Их устранению содействует использование игр с речевым материалом и движениями (этим могут заниматься и на прогулке – воспитатели, на музыкальных занятиях – руководители муз воспитания, на занятиях по физкультуре – руководители физ воспитания). Вот такой комплексный подход дает возможность самой речи становиться мощным компенсаторным фактором. Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком:

Развитие фонематического слуха и звукового анализа

Формирование и активизация словаря

Формирование грамматического строя речи

Развитие связной речи и коммуникативных умений

Развивающая среда.

Поэтому, если один из этих компонентов будет западать или развит недостаточно, говорить о хорошем речевом развитии ребенка невозможно.

Связная речь – это умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью; понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно, не торопясь; умение пользоваться монологической и диалогической речью; умение рассказать об увиденном, объяснить причинно-следственные отношения, умение составить рассказ описательного характера, составить рассказ по картине, серии картин, пересказать небольшой текст.

Базой для развития «связной речи» являются:

  1. Уровень сформированности лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи.
  2. Уровень сформированности психологических процессов (зрительного и особенно слухового внимания).

А все это является необходимым условием полноценного развития личности ребенка в целом. Данная диагностика включает в себя:

  1. Изучение уровня речевой коммуникации
  2. Изучение словаря ребенка
  3. Изучение грамматической стороны речи
  4. Состояние звуковой стороны речи
  5. Изучение уровня связной речи
  • Изучение уровня речевой коммуникации (наблюдение за детьми в повседневной жизни). Здесь нужно особое внимание обратить на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, умение слушать собеседника и понимать его, умение ясно выражать свои мысли. Оценка коммуникативных умений может быть дана с учетом следующих критериев:

Высокий уровень (3 балла) – ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли.

Средний уровень (2 балла) – ребенок умеет слушать и понимать обращенную речь, участвует в общении по инициативе других.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок малоактивен, малоразговорчив в общении с детьми и взрослыми, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

  • Изучение словаря детей.

Здесь необходимо выявить способность детей находить, подбирать наиболее точное слово употреблять обобщающие слова. Могут быть предложены следующие задания:

  1. Классификация понятий. Материал – 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит ребенка дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки (животных). Каждый верный выбор картинки оценивается в один балл. Если наряду с верным выбором сделаны неверные – задание оценивается в 0 баллов. Высшая оценка – 30 баллов.
  2. Подбор синонимов (проводится оно в форме игры «Скажи по-другому»). Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову слово, близкое по значению. Например: хмурый, веселый, старый, большой, красивый, бежать, разговаривать, плакать, - всего десять слов. Высшая оценка 10 баллов. 1 балл – подобранное слово является синонимом названного, 0 баллов – подобранное слово не является синонимом.
  3. Подбор определений. Форма – игра в слова. Ребенку предлагается к данному слову придумать как можно больше определений. Дается 5 слов: платье, береза, яблоко, лиса, девочка. Высшая оценка – 10 баллов: 2 балла – придумано больше 3 слов, 1 балл – меньше 3 слов, 0 баллов – не может придумать.

Подсчитывается суммарная оценка за «словарь». Высокий уровень – 50 баллов, средний уровень – 32-49 баллов, низкий уровень – меньше 32 баллов.

  • Изучение грамматического строя речи. Здесь необходимо выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова. С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений.
  1. Образование форм имен существительных, обозначающих детей животных. Дается 10 картинок с изображениями животных и 10 с изображениями их детенышей. Игра «Кто у кого?»: необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать форму множественного числа именительного и родительного падежей (у лисы лисята, много лисят). Высшая оценка – 20 баллов (безошибочное употребление обеих форм – 2 балла; незначительное отклонение от нормы – 1 балл; неверные ответы – 0 баллов).
  2. Понимание грамматических структур. Педагог произносит фразу и просит ребенка проиллюстрировать ее смысл с помощью игрушек: «уложи ребенка спать», «кошка поймана мальчиком», «собака кусает медведя, который схватил зайца», «собака позволяет мальчику погладить ее». Всего предлагается 10 предложений. Результат оценивается: 1 балл – верный показ, 0 баллов – неверный. Высшая оценка – 10 баллов.
  3. Конструирование предложения. Предлагается 3 слова (существительные в именительном падеже, глагол в инфинитиве), из которых нужно составить предложение. Всего 5 наборов слов. Пример: дети, гулять, парк; аквариум, рыбка, плавать и т.д. Высшая оценка – 10 баллов: 2 балла - предложение составлено верно, 1 балл – есть незначительное отклонение от нормы, 0 баллов – использованы не все слова.
  • Состояние звуковой стороны речи. Речь оценивается по 3-х бальной системе. Высокий уровень – 3 балла: правильное, отчетливое произношение всех звуков. Умение дифференцировать все звуки (различать на слух и при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.

Средний уровень – 2 балла: неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциация звуков.

Низкий уровень – 1 балл: дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Неумение регулировать темпы речи и дыхания.

  • Изучение уровня связной речи.

Используется методика «Пересказа текста». Детям предлагается прослушать незнакомый рассказ или сказку, небольшие по объему. Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям:

  1. Понимание текста – правильно ли ребенок формулирует основную мысль.
  2. Структурирование текста - умение последовательно и точно построить пересказ.
  3. Грамматика – правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения.
  4. Плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз.
  5. Самостоятельный пересказ – наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста.

Каждый пункт оценивается отдельно (по 2 балла).

Высокий уровень – 10баллов - правильное воспроизведение.

Средний уровень - 6 баллов – незначительное отклонение, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок.

Низкий уровень - меньше 6 баллов - неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.

  • Изучение уровня практического сознания элементов языка.

Задания:

  1. Скажи одно слово.
  2. А) скажи один звук

Б) сколько звуков в словах «дом», «липа»

В) назови звуки в этом слове: гласные, дай характеристику звукам «ль», «п»

3. Скажи одно предложение

А) сколько слов в этом предложении

Б) назови первое слово, второе, третье

В) назови предлог (если есть).

Ответы оцениваются: верные – 1 балл, неверные – 0 баллов. Высокий уровень – 8 баллов, средний уровень – 3-4 балла, низкий уровень – меньше 3 баллов.

Вывод об уровне речевой готовности детей к школьному обучению делается на основе суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи. Совпадение качественных оценок указывает на общую оценку уровня речевого развития: высокий, средний, низкий. В случаях несовпадения учитывается преобладание определенных оценок и вводятся промежуточные уровни: выше среднего или ниже среднего. Например, если совпадают 4 высоких уровня и 2 средних уровня – итоговой оценкой будет – уровень выше среднего. Таким образом, при итоговой оценке ребенок может быть отнесен к одному из пяти уровней речевой готовности к школе: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.

Список использованной литературы:

  1. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида. Программы детского сада коррекционной работы в детском саду». Плаксина Л.И.
  2. «Программа воспитания и обучения в детском саду». Васильева М.А.
  3. «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 7-го года жизни». Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
  4. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи». Миронова С.А.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: