Отче наш псалом 90. Православная молитва «Живые помощи» на русском языке. Браслет «Живые помощи»

Псалтирь - часть Ветхого Завета, книга является священной для иудеев и христиан. Каждая глава представляет собой законченное поэтическое произведение, всего их 150 (в православной Библии есть еще одна, 151-я, неканоническая). 90 псалом часто используется во время богослужений в храме, читают его христиане и в качестве домашней молитвы .

История и применение псалма 90

Текст молитвы на русском и церковнославянском языке сильно отличаются друг от друга. Не по смыслу, а по звучанию. Поэтому, если верующий хочет вникнуть в суть, нужно изучить оба . Это нетрудно - в любой онлайн Библии имеются различные варианты глав, в том числе на языке оригинала.

Изначально Псалтирь написана на еврейском, затем были сделаны переводы на латынь, греческий, славянский и другие языки. Молиться можно на том, который ближе и понятней. Богослужебным в православии является церковнославянский, но церковные правила не запрещают дома читать Библию на русском. Текст 90 псалма имеет богослужебное применение:

  • Иудеи семикратно декламируют его во время погребения, произносят вечером перед сном, утром в день покоя (шабат).
  • Христиане западной церкви включили эту главу Писания в вечернюю службу, поется псалом во время Великого поста.
  • Православные включили его в состав дневного богослужения, в вечернее богослужение, звучит он во время отпеваний и за панихидой.

Автором называют двоих людей - иудеи считают, что это Моисей, поскольку 89-й псалом написал он, а 90-й продолжает его тематику. Христиане уверены, что им был царь Давид (который написал почти всю Псалтирь). В еврейском тексте надписи об авторстве нет, а в Александрийском переводе (Септуагинта) указан Давид, но возможно надпись сделал переводчик.

90 псалом - это великая молитва, в которой наставник (или отец) обращается к ученику (или сыну). Учитель убеждает всегда доверять Богу, во всем полагаться на Него, потому что это дает полную безопасность . Тот, кто не теряет связи с Господом, будет под Его защитой в любых обстоятельствах. Эту мысль подтверждают заключительные стихи, которые произносятся от Самого Иеговы.

Когда нужно читать псалом 90

«Живый в помощи» желательно знать наизусть, видео или аудиозапись поможет выучить текст. Тогда верующий сможет произнести благодатные слова в любом месте, в любое время. Ведь невозможно всегда держать книгу перед глазами. Пригодится молитва при самых разных обстоятельствах:

  • Когда верующего подводит здоровье; от недуга страдает близкий человек, а медицина оказывается бессильна.
  • Во время искушений - демоны используют любую возможность, чтобы сбить душу с правильного пути, тут и надо вспомнить священный текст.
  • При начале нового сложного дела посредством молитвы призывается помощь Господа.

Современное человечество живет ради получения выгоды, попирая духовные законы. Неудивительно, что людей часто преследуют неприятности. Но Господь все равно помогает верующим. Нужно просто искренне обратиться к Нему, произнося псалом 90 (текст молитвы). Для чего читают - чтобы отвести угрозу физической смерти. Этот молитвенный щит по благословению святых отцов солдаты использовали во время Второй мировой войны.

Схианхимандрит Виталий (Сидоренко) включил его в свое правило, оно защищает от опасности. Вот последовательность чтения, которой следует придерживаться:

  • «Богородице Дево».
  • Псалом 50.
  • Псалом 90.
  • «Богородице Дево».

Это правило называют сохранными молитвами. Духовные чада отца Виталия читали его во время вооруженных конфликтов, многие сумели сохранить жизни себе и близким. В прошлые века текст «Живый в помощи» вышивали на поясе и надевали затем в качестве оберега. Современные люди носят с собой святые слова в распечатанном виде в кармане или портмоне (правда, подобное поведение церковь не одобряет, поскольку это напоминает язычество).

Чтение за близкого человека

Есть еще одна молитвенная традиция - читать сохранные стихи по 40 раз подряд в течение 40 дней за родителей или детей. Она берет корни в монашеской практике многократного повторения библейских цитат. Считается, что происходит большой духовный рост, Господь посылает особенную благодать и чтецу и тому, за кого возносится молитва. Перед тем как брать на себя обязательство, желательно исповедоваться в грехах. Чистая душа легче воспринимает молитву, а также надо взять благословение у священника. Когда человек всерьез берется за подобное дело, на него начинает нападать нечистая сила. Поэтому требуется поддержка людей, более опытных в духовной жизни.

  • Возносить молитву нужно наизусть - но первое время можно смотреть в молитвенник.
  • Произносят либо в храме, либо дома, перед образом Господа Иисуса Христа.
  • Молящийся должен быть крещенным.

После прочтения добавляют собственные слова, которые хочется сказать Всевышнему. Просят заступничества, благословения в делах, духовной поддержки. Бог слышит каждого, но молитва может какое-то время оставаться без ответа.

Духовная жизнь проходит по правилам, которые устанавливает Бог. Иногда Он считает нужным проверить, насколько сильна в человеке вера, чему в Библии множество примеров (например, иудеи ходили по пустыне 40 лет, пока не пришли в обещанную землю). Допускает Господь также искушения, чтобы христиане становились более сильными, возрастали в вере. История Иова - яркий пример тому, как праведники, которые достойно переносят испытания, после щедро вознаграждаются.

Молитва – это труд души человека, особая обязанность верующего, который должен развивать свой дух, чтобы постичь заповеди Господа. Усвоение их не дается с рождения. Их надо осмысливать, сравнивая свою жизнь с тем примером, который нам дал Иисус Христос.

Достойно сожаления то, что люди обращаются к вере и взыванию к Богу чаще всего во времена скорби и жизненных неурядиц. Каждый может столкнуться вплотную с такими испытаниями, когда единственная надежда исключительно на Господа.

Псалом 90 – молитва из Псалтири – книги Ветхого завета. Этот текст очень древний. Ученые-филологи считают, что автором является царь Давид. В греческой версии Псалтири он называется «Хвалебной песней Давида», в русской православной – «Живый в помощи», в западной христианской на латинском языке – Quihabitat. В Евангелии от Луки и от Матфея также представлен псалом 90.

Эту молитву необходимо произносить человеку, соприкоснувшемуся с соблазнами духа, такими как желание обогатиться за счет других. Или при возникновении вожделения к женам или мужьям других людей. А также в момент, когда человека атакуют дьявольские сущности, желающие столкнуть христианина с праведного пути. Тогда на помощь приходит псалом 90, и его нужно произносить до тех пор, пока не исчезнут греховные помыслы.

Главное в чтении молитвы состоит в том, чтобы почувствовать свою связь с Господом, его защиту и заступничество. Все это дает псалом 90.

Для чего читают его сорок раз?

Для того, чтобы устранить растерянность и беспорядок в мыслях и успокоить душу. Пока человек читает стих, внимательно следит за содержанием – сомнения пропадают, и возрождается его вера в Господа.

В настоящее время, наблюдая события, происходящие в мире, человек глубоко осознаёт главные слова молитвы: «Господь – упование мое». В них он находит успокоение и перестает тревожиться.

Псалом 90 – это молитва, защищающая от злых людей, от нечистой силы, от дьявольских проявлений. Подтверждение этому вы найдете, открыв Евангелие. Так, Иисус Христос во время 40-дневного поста в пустыне, чтобы не уступить искушениям Сатаны, читал 11-й и 12-й стихи этой молитвы (см. — от Матфея 4;6 и от Луки 4;11).

Псалом 90 как оберег:

Псалом 90 – очень сильный оберег. Эту функцию он выполняет не только во время произнесения стихов, но и в письменном виде. Вы можете написать его на листке бумаги или на обрывке ткани и положить этот текст в свою одежду. Он будет защищать вас от злых людей, врагов и просто от проявлений недружелюбия; навсегда защитит от всех негативных моментов, которых в жизни предостаточно.

Когда читают псалом 90 в храмах:

В западных христианских храмах применяют эту молитву во время вечернего богослужения. Восточная христианская церковь использует псалом 90 как часть богослужения 6-го часа, а также при отпевании усопших.

В православных храмах псалом 26, 50, 90 читать принято на церковнославянском языке. Причина заключается в том, что считается невозможным выразить смысл и ключевую идею этих молитв, если перевести их на другой язык. Но все же допустимо псалом 90 читать на русском языке. Главное при этом искренне взывать к Господу.

Идея молитвы:

Псалом 90 содержит в себе идею о том, что непреодолимая сила присутствует в вере во Всевышнего. В молитве находится элемент пророчества, это можно обнаружить в указании на пришествие Спасителя в заключительном 16-м стихе 90 псалма. Текст читать и заучивать лучше всего на церковнославянском языке. Чтобы глубоко проникнуть в смысл молитвы, необходимо познакомиться с кратким изложением толкования каждого стиха.

Толкование молитвы:

Основное её содержание выглядит следующим образом:

Господь дал людям закон божественных заповедей, человек, исполняющий их, всегда будет под покровом Божиим.

Верующий человек обращается к Господу со словами о том, что только он его надежда и защита, только на него он уповает.

Господь избавит человека от нападения на его физическое тело его или от совершения греха в страсти, а также от дурного слова – от оклеветания, производящего смятение в душе его.

Господь, несомненно, защитит человека с той же любовью, с которой наседка скрывает крыльями своих птенцов. Потому что Истина Его — щит и орудие для сохранения верующего, который эту истину признает.

«Не убоишься от страха ночного, от стрелы, летящей во дни».

Человек, получающий Божию помощь, не будет боятся разбойников, которые могут нападать ночью, воров, бандитов. Не убоится вещи, которая придет во тьме, т. е. блуда, прелюбодеяния. А также не убоится беса полуденного, т. е. лени и беспечности, которые разлагают людей соблазнами плотских страстей.

Тысяча слева –это соблазнение ко грехам, десять тысяч справа – это противодействие богоугодным делам человека. Но человеку, имеющему глубокую веру в Господа, они не повредят.

Бог поможет тебе увидеть, как будут наказаны твои враги.

Человек полностью всем своим разумением и сердцем положился на Бога, потому так сильна защита Господа.

Так как сделал человек Бога прибежищем своим, то и не испытает он никаких бедствий, дом не будет разрушен, и тело не пострадает от болезни.

Руки ангелов сохранят твою душу во времена искушений и бед.

Аспид и василиск – клевета и зависть, лев и змий – жестокость и бесчеловечность, от них защитит Господь верующего праведника.

Познает Имя Божие не тот человек, который признает существование Бога, а только тот, который исполняет заповеди его и волю его, только он достоин помощи Бога.

Человек, доверивший себя Господу, обратится к нему в опасности, и Он услышит его и защитит, и прославит в вечной жизни за Веру его.

В этом стихе говорится о том, что уповающему на Бога, Он дарует ему жизнь вечную, Спасение – это Иисус Христос.

Псалом 90 – лучшая защита:

Псалом 90, созданный задолго до Рождества Христова, является одной из востребованных молитв. У множества православных верующих найдется история, которая связана с удивительным избавлением от какой-либо опасности или беды с помощью молитвы «Живый в помощи».

Оберегающая сила этой молитвы не имеет никакого отношения к суевериям. Молитву надо знать наизусть, желательно читать ее перед выходом из дома и перед тем, как отправиться в дальнее путешествие.

Наглядные примеры могущества 90 псалма Известны удивительные истории из жизни о том, как эта молитва оберегает человека. Во времена Первой мировой войны воевал британский полк под командованием полковника Уиттелси. В течение четырех лет, пока продолжалась война, в этом полку не погибло ни одного солдата. Случилось это потому, что все военные, заучив наизусть текст, регулярно повторяли слова 90-го псалма, у них он имел название «О защите».

Ещё случай более позднего времени, который рассказал советский офицер-афганец. Во время призыва в армию мать попросила его взять маленькую иконку, на которой была молитва псалма 90 и сказала, что, если будет тяжело, пусть прочитает три раза. Его направили в Афганистан, там он был командиром разведроты. Обычные походы в тыл к душманам, засады на караваны с оружием, но однажды попали в засаду сами. Их окружили со всех сторон. Погибали бойцы, боеприпасов почти не осталось. Он видел, что им не выжить. Тогда он вспомнил о словах матери, маленькая иконка всегда лежала в нагрудном кармане. Достал ее, стал читать молитву. И тут произошло чудо: он вдруг ощутил, что стало очень тихо, как будто его укрыло невидимым то ли покрывалом, то ли колпаком. Он сумел собрать оставшихся в живых, и они пошли на прорыв и вышли из окружения, не потеряв никого. После этого он поверил в Бога и силу молитвы, читал ее перед каждой вылазкой в тыл врага, до конца войны воевал, домой вернулся без единой царапины.

К сожалению, люди обращаются к вере чаще во время жизненных сложностей. Многие знают, что помогает псалом 90, для чего читают его не единожды. А в чем смысл этого мероприятия? Зачем твердить один и тот же текст? Давайте разберемся. Ведь любой может оказаться лицом к лицу с такими испытаниями, что надеяться придется только на помощь Господа.

История молитвы

Текст этот древний. Более он известен по первым словам: «Живый в помощи». Размещен он в одной из книг Ветхого Завета (псалтырь). В разные времена стихи эти использовались в различных служениях. К примеру, в обязательно звучал псалом 90. Для чего читают этот текст, понятно из его содержания, а также из разъяснений первых последователей Иисуса. Его текст можно найти в Евангелии от Луки и от Матфея. Там указывается, что стихи эти произносятся верующим, подверженным дьявольскому искушению. Дело в том, что во все времена человеку приходится сталкиваться с серьезными испытаниями. По большей части они относятся к так называемым соблазнам духа. Одни не могут устоять перед возможностью обогатиться за чужой счет, другие вожделеют жен или мужей соседей и так далее. Кроме того, вера человека постоянно подвергается ударам со стороны дьявольских сущностей. Много хитростей применяются посланцами ада, чтобы сбить последователя Христа с истинного пути. В такие моменты и приходит на подмогу псалом 90, для чего читают его столько, сколько нужно, чтобы избавиться от греховных помыслов.

Знаете, молитва считается особым трудом верующего человека. Это работа его души. Как говорится, Суть этого выражения очень глубока. Любой человек обязан развивать свой дух, неустанно трудиться для того, чтобы усвоить заповеди Господни. Ведь от рождения они не даются. Их следует изучать, осмысливать, сравнивая свое поведение с тем эталоном, что дал нам Христос. Конечно, для этих целей применяется множество текстов. Но против соблазнов и греховных желаний лучше всего помогает псалом 90. Текст молитвы, для чего читают его, а также суть этого действа хорошо разъяснил Феофан Святой уверял, что стихи (псалмы) необходимо заучивать. И делается это не тщеславия ради. Наоборот. Когда верующий работает с Писанием, он его осмысливает, постоянно находит все новые грани заложенных там мыслей и чувств. Постепенно молитвы становятся не «уроком», а насущной необходимостью. К примеру, испытывает верующий страх за себя или близкого. Тут бы ему и вспомнить, если выучил ранее, указанный стих. Ведь понимание его позволяет успокоиться и направить помыслы к послушанию и смирению. Получается, что таким образом избавляются от ненужной гордыни. От сомнений и гневливости тоже применяется псалом 90, для чего читают его до той поры, пока не успокоятся греховные чувства в душе. Но не просто шептать стих нужно, а думать над содержанием постоянно. Так человек погружается в под крыло Господне.

Псалом 90: для чего читают 40 раз

Вы помните, с чего мы начали? В Евангелии от Луки говорится, что стих этот нужен для защиты от соблазнов. Они у всех свои. Но любой человек понимает, когда отклоняется от истинного пути. Его чувства пребывают в беспорядке, покой покидает душу. Мысли растеряны или попадают в плен дьявольских искушений. На других такой бедолага смотрит не как на братьев во Христе, а как на врагов, обвиняя в собственных неприятностях. Вот тут и нужен псалом 90. Для чего читают (на русском в том числе) его, мы уже разобрали: суть стиха в том, чтобы ощутить связь с Господом, его покровительство и добрую защиту. Понятно, что для этого требуется время. Вот и придумали читать псалом сорок раз. Пока вдумывается человек в смысл стихов, его сомнения улетучиваются, а вера в Господа оживает в душе.

Стоит ли доверяться магам и колдунам?

Не секрет, что люди обращаются ко всякого рода специалистам, уверяющим их в своих необычайных способностях. Маги утверждают, что их молитвы Всевышнему обладают большей силой. То есть получается, что самому-то человеку и делать ничего не нужно. Он денежки отдаст, а его избавят от порчи или сглаза, судьбу исправят. Конечно, в это можно верить. Однако Господь говорит, что душа всякого трудиться должна. Ведь никакой специалист не сможет искусственно заставить человека осознать долг перед окружающими, родными и собой. А именно в этом состоит отказ от соблазна. Выходит, есть в этом некий обман или, если угодно, самоуспокоение, основанное на лени. Не нужно ходить к кому-то, когда любой может использовать молитвы. Они же всякому доступны. А работа души - бесценна. И ничем ее заменить нельзя. И уж тем более не стоит впускать в собственный диалог с Господом людей, не заслуживающих доверия.

Этот псалом имеет не только «заупокойное» значение, его всегда читают, например, на Часах перед Божественной литургией. Но он входит важной составляющей частью и в состав Последования по исходе души от тела. Вот что пишет об этом псалме греческий богослов, профессор Николай Василиадис («Таинство смерти»): «Этот исполненный покаяния псалом, центральная идея которого: “Если Бог за нас, кто против нас? ” (Рим. 8:31), - отличается возвышенностью мыслей и горячей верой, полностью отвечая целям Последования. Содержание псалма диалектично. В первых стихах (1–13) запечатлены слова души, которая, разлучившись с телом и направляясь к Небесным Обителям, подвергается суровой проверке и жестоким нападениям со стороны злых духов. Последние с неимоверным злорадством припоминают душе ее прегрешения, пытаясь силой удержать ее. Но душа, укрепляясь надеждой на Всевышнего, прибегает к Его помощи. Она верит, что Он спасет ее от хитрых сетей «охотников» и их коварства, что Господь укроет ее под сенью Своей истины от их наветов и обвинений, оградит ее от диавола и пошлет ей в этот решающий час Своих светлых Ангелов, дабы охранить ее от всех опасностей.

И всему этому следует подтверждение от Бога (стихи 14–16) в том, что Он защитит и спасет верного раба Своего, примет горячую его молитву, что в этот страшный час избавит и прославит его и “долготою дней” насытит его, чтобы жить ему рядом с Богом вечно.

Этот боговдохновенный псалом, который почитается “злоотгонительным”, звучит как приветствие христианской душе, которая, прожив благочестиво и теперь разлучаясь с телом, возлагает все надежды свои на человеколюбивого и милосердного Небесного Царя».

Вот толкование на 90й псалом приведенных святителем Афанасием Великим

ТОЛКОВАНИЕ 90 ПСАЛМА

Хвала песни Давидовы, не надписан у Еврей.

В псалме восемьдесят девятом изобразив обращение народа иудейского, как и естественно следовало, вводить в настоящем псалме лице тайноводствуемых Христом и побеждающих Им врагов мысленных, т. е. начала и власти, миродержителей тьмы сей, духов злобы и самого ненавистного сатану. И враги эти в настоящем псалме именуются различно: «страхом нощным, стрелою летящею во дни» (Пс.90:5), «вещию во тме преходящею», «срящим и бесом полуденным» (Пс.90:6), «тысящами и тмами» (Пс.90:7), «аспидом и василиском», «львом и змием» (Пс.90:13). И над всеми этими врагами псалом возвещает человеку Божию победу.

Пс.90:1. Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небесного водворится.

Пророческий дух ублажает человека, т. е. того, кому помощь и пособие Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога небесного? Кто пребывает в сей помощи, тот всегда будет покрываем и охраняем.

Пс.90:2. Речет Господеви: заступник мой еси.

Кто же речет это Господу, кроме человека, который на Него возложил упование и на Нем утверждается в деле своего спасения?

Пс.90:3. Яко Той избавит тя от сети.

Предуведомляет, что этим означаются сопротивные силы.

Пс.90:4. Плещма Своими осенит тя.

Поскольку человек Божий сказал, что сам Бог избавит его от сети ловчи и от словесе мятежна, то Дух пророческий, ободряя и умащая его к духовному мужеству, ответствует: плещма Своима осенит тя. Яснее сказать: укроет тебя под сенью крыл Своих, защитить тебя оружием; после чего ни одна сопротивная сила не сделает тебе вреда.

Пс.90:5. От стрелы летящия во дни.

Стрелою наименовал теперь какую-то нечистую силу.

Пс.90:6. От сряща и беса полуденного.

Бесом полуденным называет духа лености (ἀκηδίας).

Пс.90:7. Падет от страны твоея тысяща.

Словом «страна» означает собственно левую сторону, и справедливо; потому что с этой стороны, как говорит, злоумышляют тысячи, а с правой – десятки тысяч. Ибо, что право в делах наших, что крепко и чудно в добродетелях, к сокрушению того устремлено множество лукавых сил.

Пс.90:8. Обáче очима твоима смотриши.

Не потерпишь, говорить, ни малого вреда от злоумышляющих, увидишь же падение врагов твоих.

Пс.90:9. Вышняго положил еси прибежище твое.

Дух человека Божия и Дух пророческий, ответствуя друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога.

Пс.90:10. Не приидет к тебе зло и рана не приближится селению твоему.

Потому что порочное свойство приходить извне, а добродетельные качества имеют основание внутри нас. «Сотвори Бог человека праваго», а он, взыскав помыслов лукавых, извне привлек в себя злобу (Еккл.7:30). Повелевает благодушествовать, потому что не случится с ними ничего неприятного, как скоро уверятся, что к верующим в Бога помощником посылается Ангел.

Пс.90:11. Яко Ангелом Своим заповест о тебе сохранити тя во всех путех твоих.

Это сказал и во псалме тридцать третьем: «ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их» (Пс.33:8). Но послушаем, что говорит и патриарх Иаков : «Ангел, иже мя избавляет от всех зол» (Быт.48:16). И великий Авраам в ободрение рабу своему говорить: Бог «пóслет Ангела Своего пред тобою, и пóймеши жену сыну моему Исааку оттуду» (Быт.24:7). Поэтому, отовсюду познаем, что Бог всяческих чрез Ангелов охраняет возложивших на Него упование. Кто ни в чем не претыкается, тот охраняется во всех путях своих.

Пс.90:12. Да не когда преткнеши о камень ногу твою.

Словом «нога» означает душу, а словом «камень» – грех.

Пс.90:13. На аспида и василиска настýпиши.

Не только не потерпишь никакого зла ты, человек Божий, но даже все множество духов увидишь под ногами своими; почему, без всякого опасения, будешь попирать главы их.

Пс.90:14. Яко на Мя упова, и избавлю и покрыю и, яко позна имя Мое.

Вводит лице самого Бога, Который в награду веры обещает спасение. Это наконец изрек Бог всяческих, научая, каков плод упования. Избавлю его, говорит Бог, от всех видимых и невидимых злоумышлений, оградив упованием на Меня; для этого буду сохранять его, услышу призывающего, и прииму прошение. Не только от злоумышляющих избавлю рабов Моих, но и дарую им нескончаемую жизнь, сподоблю их спасения Моего. А спасение наше – Иисус Христос, Который вводит нас в новый подвиг и уготовляет к воцарению с Ним.

Пс.90:15. Воззовет ко Мне, и услышу его.

Воззвав же ко Мне велегласием души, обретет Меня внемлющим ему и соизволяющим на прошение его; потому что Я всегда с ним, хотя бы он был и в напасти.

Пс.90:16. Долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.

А спасение это – сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним.

Псалом сей имеет следующее надписание: Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей. А в Псалтири, изданной Российским Библейским Обществом, по переводу с еврейского языка, он имеет такую надпись: «Хвалебная песнь Давидова», каковой надписи соответствует и надпись Вульгаты, т.е. Библии на латинском языке, без приписки слов: не надписан у еврей , а просто: «laus cantici David XC», т.е. «хвалебная песнь Давидова». Все это свидетельствует о том, что в древнем еврейском собрании псалмов над 90-м псалмом не было поставлено никакого надписания, и что имеющаяся ныне краткая надпись: «Хвалебная песнь Давидова» – внесена в книгу псалмов впоследствии, например, при создании греческого перевода LXX толковников, и внесена, конечно, не самопроизвольно, а на основании дошедших до богомудрых издателей древних преданий ветхозаветной Церкви, приписывавших составление сего псалма Давиду.

Особенность сего псалма составляет быстрая перемена лиц, выражающих свои мысли и чувства. Здесь или пророк выражает свои мысли о праведнике, живущем полною надеждою на Бога (ст. 1–2), или, обращаясь к праведнику, успокаивает его теми благами, какие изливаются на уповающего на Бога (ст. 3–8, 10–13), или говорит от лица этого праведника, вполне преданного воле Божией (ст. 2,9), или же от лица Самого Бога, выражающего Свое благоволение праведнику (ст. 14–16).

Одни из толковников видят в сем псалме общий, отвлеченный поэтический образ праведника, в котором все случаи избавлений взяты псалмопевцем совершенно произвольно, без всякого исторического отношения, и который столько же идет к Давиду, сколько и к Езекии, и ко всякому другому праведнику. Другие же указывают в нем такие черты, которые почти все замечательным образом идут к лику благочестивого царя Иудейского Езекии и к обстоятельствам его времени. Кто знаком с историей сего Езекии, тому совершенно ясно, что в указанном изображении праведника мы имеем поэтическое изображение сей истории. Ввиду ясного сходства представленного образа праведника с историей Езекии, уже блж. Феодорит, приписывавший вообще все псалмы Давиду, признавал псалом 90 пророчеством Давида о Езекии.

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, мой, и уповаю на Него.

Не совсем ясный смысл изречений 1-го стиха, по церковно-славянскому переводу, выясняется при чтении других переводов. Так, в переводе с еврейского он читается: «Живущий под покровом Всевышнего (в крове Бога Небесного) в тени Всемогущего почивает»; а в переводе с латинского читается так: «Кто жительствует с помощию Всевышнего (Allissimr), тот будет пребывать в покровительстве Бога Небесного. Он скажет Господу: Ты заступник мой и прибежище мое: мой, я буду надеяться на Него». Здесь выражается, с одной стороны – полная преданность воле Божией человека ни на кого более не надеющегося, как только на Бога, а с другой – полная безопасность того, кто находится в ближайшем общении с Богом Небесным, под Его крепкою защитою. Он и в молитве обращается к одному Богу и дерзновенно говорит Ему: Ты заступник мой и Ты один прибежище мое ; и не только на молитве, но и пред другими исповедует: Он мой и на Него я уповаю.

Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна: плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина его.

Здесь пророк, обращая речь к самому покровительствуемому Богом, говорит, что Господь избавит тебя от сети ловца (птицелова или зверолова, от сети ловчи ) и от всякого враждебного слова, могущего привести тебя в смятение (от словесе мятежна ), вообще от всякой клеветы и заговора против тебя. Он прикроет тебя, будет осенять или охранять как бы плечами своими (плещма Своима осенит тя ), и ты будешь иметь надежду, что под покровительством Его пребудешь в безопасности (и под криле его надеешися ). В первом выражении образ речи заимствован от тех воинов, которые во время сражения стоят в передних рядах и плечами своими закрывают находящихся позади их, а во втором выражении подобие взято от птиц, которые крыльями своими прикрывают своих птенцов. Таким образом, мысль псалмопевца можно выразить так: всемогущая сила Божия защитит тебя, и, находясь под охраною Божественного попечения, ты будешь вполне безопасен. Сама истина Божия окружит тебя со всех сторон оружием . Под истиною Божией нужно разуметь здесь верность Божию обетованиям: Он обещает Свою помощь всем уповающим на Него, и действительно подает ее. По переводу с еврейского, последняя речь выражена так: «истина Его есть щит и ограждение».

Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго.

Многие из людей подвержены бывают страху в ночное время, при угрожающей опасности, а иногда и совсем без всяких опасностей, при одном только представлении опасности, по причине окружающей тьмы. Некоторые, кроме того, воспитанные в разных суевериях, испытывают какой-то безотчетный страх при так называемых «встречах». Хотя подобные суеверия о «встречах» не повсеместны и не всеми приемлемы, тем не менее они всегда существовали, можно сказать, с глубокой древности, и потому их нельзя оставлять без внимания. Псалмопевец, как бы представляя все подобные случаи страха , успокаивает человека, находящегося под покровительством Божиим, говоря ему: охраняемый силою Божией, ты не будешь бояться никаких опасностей, ни явных ни тайных, ни днем, ни ночью, не будет у тебя страха нощнаго , не будешь бояться и стрелы, летящей днем . Ты избавишься от всякой (неприязненной) вещи , бывающей ночью (во тме преходящия ), от опасной «встречи» и от всякой случайности, неожиданной при «встречах» (от сряща , т.е. от всего того, что с нами случается нечаянно), и от злого духа, нападающего в полдень . Под именем беса полуденного разумеется злой дух, в ясный день или в полдень причиняющий человеку различного рода вред болезни, например, моровую язву и заразу. Другие под именем беса полуденного разумеют солнечный зной, сильно жгущий в Палестине и бывающий смертоносным для путников. А блж. Иероним, согласно с сим, разумел известное на Востоке моровое поветрие, или смертоносный ветер, называемый Самум.

Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.

Опасности угрожают человеку со всех сторон. С одной стороны тысяча , или как в переводе с еврейского: «Близ тебя падет тысяча и тьма по правую руку твою» (и тма одесную тебе ), т.е. и тысячи, и десятки тысяч, и бесчисленное множество врагов нападет на тебя, но тебя не коснется (к тебе же не приближится ). Или же так: если с одной стороны нападет на тебя тысяча врагов, а с другой – десять тысяч или бесчисленное множество, то и тогда никто из них не приближится к тебе, не погубит тебя. И ты не только не потерпишь никакого вреда от нападающих нечестивцев, но напротив, только будешь смотреть своими глазами, и сам увидишь воздаяние им от Господа (обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши ). Так и было с благочестивым царем Иудейским Езекиею. Когда, с многочисленным войском, напал на него и осадил Иерусалим Сеннахирим, царь ассирийский, тогда Езекия молитвенно возопил ко Господу Богу, возложив все упование на Него. И Господь вскоре избавил Езекию от страшной опасности, угрожавшей ему, поразив в одну ночь все многочисленное (185 тысяч) воинство ассириян ().

Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое.

Надеющийся на Бога и всегда живущий в помощи Всевышняго сам в себе от удовольствия говорит: Ты, Господи, вся моя надежда и опора (яко ты, Господи, упование мое), и сказав так, одного Всевышнего избрал ты (положил еси ) прибежищем твоим , говорит псалмопевец.

Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему: яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою: на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия.

Здесь в стихе 10, вместо слов: телеси твоему , – нужно читать: селению твоему , как и исправлено это место в подстрочном примечании в новых (с 1890 г.) изданиях Библии и Псалтири, согласно с переводом с еврейского, а также греческим и Вульгаты («селению, жилищу», греч., лат. tabemaculuni), И опять пророк продолжает речь о Промысле Божием, покровительствующем человеку, всецело Ему преданному, говоря так: после того, как ты избрал прибежищем своим Бога, никакое зло уже не придет к тебе, и никакой удар не достигнет жилища (селения) твоего (и рана не приблизится телеси твоему ). А далее указывает и прямую, непосредственную причину такого спасения от бедствия или угрожающего зла: Бог, на Которого ты возложил все упование свое, пошлет ангелов Своих и прикажет им (ангелам Своим заповесть о тебе ), чтобы охраняли тебя во всех делах твоих (сохранити тя во всех путех твоих ). Они же, эти ангелы, по повелению Божию примут тебя, так сказать, на свои руки и будут поддерживать тебя, чтобы не споткнуться тебе ногою о камень (да не когда преткнеши о камень ногу твою ), т.е. чтобы ты не впал в искушение, когда на пути нравственной жизни встретится какой-нибудь соблазн. Словом нога , говорит св. Афанасий Александрийский , означает «душу», а словом камень – «грех» . Стих 13 по переводу с еврейского, читается так: «На льва и аспида наступишь, попирать будешь скимна и дракона». Аспид, василиск и дракон , хотя нам неизвестны, но это самые страшные змеи. Вот как описываются они в известном «Толковании на псалмы Палладия, епископа Сарапульского». «Яд аспида бытописатель называет «неисцельным» (); по своей свирепости он противится всяким «заклинаниям» (); не менее страшен василиск (очковая змея): его огненные глаза имеют опасное влияние на животных; яд его смертелен, и животное, им ужаленное, умирает вскоре; по непобедимому могуществу и как бы по власти жизни и смерти над другими животными, василиск в древности был символом страшного, царского могущества. Дракон (удав, или боа) есть огромнейший из всех змиев длиною до 30 или 40 футов (около 12 м. – Ред .), проглатывает людей, быков и волов; по ужасной силе своей он изображает собою «диавола» (). Сила льва (скимна ) известна». Изречениями сего стиха, как и предыдущих, выражена та мысль, что будучи охраняем ангелами, ты отразишь нападения самых ужасных врагов: ты безопасно, безвредно будешь наступать на аспида и василиска , будешь попирать (преодолевать) льва и дракона . Эти животные, как наиболее ужасные, служат образом неотвратимой опасности или злейших врагов. Здесь образно выражена та мысль, что для человека, охраняемого ангелами, ничто вообще, хотя бы и самое ужасное, не может быть опасным.

Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его: долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое.

После того, как успокоил праведника утешительными словами об ангелах, посылаемых Богом для охранения его от разных бед и напастей, пророк вводит Самого Бога говорящим о праведнике в таких выражениях: так как он надеялся на Меня (яко на Мя упова ), то Я избавлю его и скрою от опасности. А за то, что он познал и уверовал в Меня (яко позна имя Мое ), т.е. Мне одному служил и покланялся, не признавая других богов, Я всегда буду помогать ему и внимать молитве его (услышу его ). Если постигнет его какая-нибудь скорбь, то Я буду с ним и в скорби (с ним есмь в скорби ), избавлю его (изму его ) от всяких скорбных и тяжких обстоятельств, и не только избавлю, но и прославлю его , т.е. и самые несчастные обстоятельства направлю ему в благополучие и славу. Я сделаю для него то, что сделал некогда многострадальному праведнику Иову, или то же, что сделал для благочестивого царя иудейского Езекии. Долготою дний исполню его , т.е. получит он долголетнюю жизнь на земле и сподобится вечно блаженной жизни будущего века.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: