Тренировка духа (эмоциональный аспект). Тренировка эмоций. Как быть счастливым

Я посвящаю эту книгу Тебе Можешь усвоить самые прекрасные уроки в школе жизни - Через твои собственные трудности, неудачи или победы. Можешь создать свою собственную историю. Счастье и покой наполнят твое бытие, Ты сможешь сиять умом, где бы ты ни был. Потому что мир нуждается в таких, как ты.

Аугусто Кюри

Тренировка Эмоций

Как быть счастливым

Я посвящаю эту книгу тем, кто умеет ждать восхода солнца и знает, что жизнь - самое грандиозное из всех зрелищ, какие являет нам Творец этого мира; тем, кто стремится управлять своими эмоциями и готов постоять за право быть свободным и счастливым.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Издревле люди жаждали счастья, подобно тому, как выжженная земля жаждет воды. Легко ли оно давалось? Не всегда! О нем писали поэты и романисты, о нем рассуждали философы, но почти все они знали о счастье лишь понаслышке.

Короли пытались властвовать над ним, но счастье не подчинялось их могуществу. Богач пытался его купить, но оно не продавалось. Интеллектуалы пробовали понять его, но тщетно. Знаменитости пытались обрести счастье за счет славы, но счастье предпочитает безвестность. Молодые люди говорили, что счастье принадлежит им, но счастье невозможно найти в удовольствии, и его не может обрести тот, кто не задумывается о последствиях своих действий.

Некоторые люди полагали, что счастье можно культивировать в лабораториях. Они изолировали себя от мира и проблем жизни, но счастье ценит обычных людей и взращивается в естественных условиях. Другие пробовали обрести счастье с помощью достижений науки и техники, но с ускорением технического прогресса печали и душевные пороки распространились еще больше.

В отчаянии многие люди пытались искать счастье по всему свету. Но дело было не в выборе места - счастье не обитало в небоскребах и дворцах. Утомленные поисками, некоторые люди сказали: «Счастья нет, счастье - это лишь грезы тех, кто никогда не просыпается». Счастье стучалось в каждую дверь. Оно давало надежду всем людям: печальным и веселым, подавленным и смеющимся, энергичным и лишенным фантазии. Оно внушало: «Послушайте, ищите меня не вокруг себя, а внутри себя». Мы переспрашивали: «Что? Говорите громче!» Оно шептало, и шепот его был подобен мягкому бризу: «Не ищите меня в космосе и на разных континентах Земли. Ищите меня внутри себя. Я обитаю среди ваших эмоций, в средоточии вашего духа...»

Большинство людей не понимали языка счастья. Они ожидали, что счастье войдет в их жизнь с громоподобным грохотом. Но счастье любит тишину. Оно скрытно и проявляется почти неощутимо в изгибах жизни и в простых деталях бытия.

Мы не понимаем счастья, поэтому нас можно уподобить кораблю без руля. Мы презирали счастье, и оно не давалось нам. Мы плохо обращались с ним, а оно появлялось на миг и быстро исчезало. Счастье обитало в душах многих людей всего лишь миг, а в иных душах - всю жизнь.

Счастье порождает любовь, спокойствие, мудрость, радость, терпение, терпимость, солидарность, прощение, стойкость, самообладание, доброту и чувство собственного достоинства. Вы никогда не встречали такого дружного семейства!

Если вы плохо обращаетесь с кем-то из членов этой вашей семьи, вы рискуете потерять все семейство. Если пострадала ваша любовь, вы теряете спокойствие; если спокойствие покидает вас, вы теряете стойкость; потеря стойкости будет стоить вам мудрости; если вы лишились мудрости, распрощайтесь с чувством собственного достоинства.

Мы должны познать мир эмоций, чтобы взрастить счастье. Мир развивается с удивительной скоростью. С каждым десятилетием наши знания приумножаются, а прежние мифы рушатся. Старые научные «истины» сменяются новыми. Все происходит так быстро! Может ли счастье двигаться в том же темпе? Нет! Счастье - друг времени. Мы должны тренировать эмоции, чтобы быть счастливыми.

Эмоциональное образование означает развитие наиболее важных функций нашего интеллекта, таких, как управление мыслями, защита эмоций в моменты напряженности, способность обдумывать свою реакцию, умение поставить себя на место другого, способность воплощать мечты и ценить жизнь. Почему одиночество, заниженное чувство собственного достоинства, беспокойство, усталость и раздражительность свойственны юным и взрослым? Потому, что они никогда не тренировали свои эмоции, никогда не пытались в корне изменить свою жизнь. Многие книги по самоусовершенствованию внушают людям неадекватное представление о сущности счастья.

Мы постоянно открываем новые школы, но от этого не стало больше думающих людей. В мире появилось больше физиологов и психиатров, но от этого люди не стали жить лучше. Людей, которые умеют управлять кораблем своей жизни в море эмоций, по-прежнему очень мало.

Более семнадцати лет я разрабатывал новую теорию о работе интеллекта, называемую «Мультифокусное мышление». Я упорно изучал эмоции и написал об этом тысячи страниц. Меня не назовешь всезнающим, но в данном случае я знаю, о чем говорю: нет волшебных способов стать счастливым. Путь к счастью лежит через эмоциональное образование. Мы не можем отказаться от нашей жизни, мы можем только изменить свой подход к ней.

Во второй части этой книги я расскажу о величайшем Мастере Эмоций, когда-либо жившем на этой земле, и о самых важных уроках эмоционального тренинга, которые он оставил нам. Мы продолжим наше интересное путешествие, которое наверняка изменит наше представление о жизни и препятствиях, подстерегающих нас на жизненном пути.

Тому, кто думает, что он все изучил, надеяться не на что. Если вы думаете, что вы - лишь несведущий и неискушенный ученик в Школе Жизни, вы не безнадежны. Нет никаких гигантов в эмоциональной сфере, поскольку все мы - вечные ученики.

Вы можете и должны найти путь к счастью, дорогу к спокойствию, удовольствие в диалоге, храбрость, чтобы преодолеть кризисы, и ясное сознание, чтобы сохранить интерес к жизни. Я расскажу несколько историй, чтобы показать вам, что вы обладаете невероятной силой. Вы выиграли самую большую гонку, вы были самым храбрым и удивительным на Земле, поскольку пережили самый захватывающий роман в истории. Вы не верите мне? Потерпите - и сами все увидите.

Тренировка диапазона эмоций

Почему система Сам Чон До и школа Норбекова настаивают на тренировке диапазона эмоций? Потому что эти тренировки развивают жизненно важное для здоровья человека качество – психическую гибкость. Без психической гибкости нас ожидают постоянные психические потрясения (стрессы), которые будут расшатывать наше здоровье, нашу волю. Если эмоции не будут быстро и плавно переходить из одного модуса в другой, это грозит нервным срывом, и следствием срыва станет нарушение здоровья. Своеобразная «растяжка» эмоциональных «мускулов» тренирует психическую гибкость, которая обезопасит наш организм от житейских потрясений.

Для поддержания нашего здоровья просто необходима эмоциональная «гибкость». Необходим контроль собственного эмоционального настроя. Он заключается в умении даже в пиковых ситуациях держать себя в состоянии внутренней (почти младенческой) безмятежности, посадив отрицательные эмоции на крепкую цепь. Страх, как сигнал, предупреждает нас об опасности, но парализует наши действия, если дать ему волю. Гнев прекрасно мобилизует наши энергетические ресурсы, но вспышка ярости лишает нас разума и провоцирует на ошибочные шаги. Мгновенная обида затягивает прорыв в нашей энергозащите, нанесенный незаслуженным оскорблением. Однако длительная обида, переходящая в ненависть, уродует нежную ткань защиты, как заскорузлый нарост.

Все хорошо в меру. Мера так называемых отрицательных эмоций очень невелика. Достаточно такой эмоции продлиться дольше, чем необходимо организму, чтобы среагировать на ситуацию, – и мощь негативной эмоции бьет уже по самому организму, по его здоровью. Вот почему важно уметь быстро возвращать свой организм в позитивное состояние, укрощая мощь негативной эмоции.

Это очень похоже на управление мощной, полудикой собакой. Достаточно тебе дать чуть спуску – и не ты оказываешься хозяином ситуации, а собака. Однако без собаки тебя поджидают другие опасности. Вывод: держи твою собаку отрицательных эмоций на коротком поводке, будь быстрее ее – ведь ты, в отличие от нее, обладаешь интеллектом. А мы тебе в этом поможем нашими упражнениями!

Вполне естественно, что когда грозит опасность, человек должен испытывать агрессию, азарт битвы.

Когда случается горе, человек должен испытать грусть, и слезы, частый спутник печальных переживаний, помогают пережить печальное событие.

А когда улыбнулась удача, человек должен радоваться!

Но что делать, когда у человека удача, а он грустен, когда ему грозит опасность, а он пассивен или, еще хуже, боится начать что-либо делать, когда на человека свалилось горе, а он – равнодушен? Это значит, что нарушена гармония в психическом мире человека. И тогда – жди болезни.

Тренировка эмоций – это тренировка устойчивости человека к стрессу, а значит, и к болезням!

Может быть, мы разучились радоваться, печалиться, действовать в минуту опасности?

Сейчас мы потренируем все эти переживания.

Энергия радостного дня

Вспомни твой самый радостный день, вспомни до мельчайших подробностей. С чем было связано это приятное переживание? Вспомни, какой была погода. Это было утро, день или вечер, во что ты был одет? Такие подробности помогут тебе скорее вспомнить, вызвать в себе снова то прежнее, счастливое переживание. Возможно, все эти подробности тебе не нужны, достаточно просто вздохнуть глубоко и то счастье снова наполнит тебя? Как бы то ни было, постарайся максимально наполнить себя ощущением радости, счастья. Свет, радость, солнечное тепло наполняют тебя. Ты недостаточно согрелся в их потоках? Добавь еще ощущения радости и счастья, может быть, это – та радость, что выпала тебе на долю в другие дни, неважно, пусть тебя переполняет ощущение радости и счастья, пусть этих приятных переживаний будет с избытком, столько, сколько ты пожелаешь. Добавляй положительных эмоций, покуда не почувствуешь, что «насытился», что тебе нужен отдых.

Фиксируем день печали

Теперь вспомним печали. А у кого их не было? Вспомни свои самые грустные дни, самые тяжелые переживания. Постарайся вызвать к жизни подробности, что позволит тебе скорее вспомнить все свои тягостные периоды в жизни. Усиль грусть, пусть ее станет больше, представь, что ты пережил еще больше печали, пусть ливень печали затопит все твое существо. Пусть печали прибавится еще больше. Вокруг – тьма, ни просвета. Достаточно ли ты напечалился? Нет? Тогда усиль твои печальные, грустные переживания. Когда почувствуешь, что до конца избыл свою потребность в печали, остановись.

Вспоминаем покой

После бурь радости и печали необходим покой. Представь себе бездонное голубое небо. Ты лежишь на траве и смотришь на облака, их становится все меньше. Вот уже нет ни одного. Вокруг только небо. Его необъятная голубизна вобрала в себя все: и радости мира, и его печали. Вспомни, в особенно напряженные дни ты хватался за голову с мыслью о покое. Вот он вокруг тебя, он разлит и в тебе самом. Ты успокоился, ты смотришь в голубое небо, ты сам понемногу растворяешься в нем. Ты ощущаешь глубокий покой. Погрузись в него с головой. Ты получишь его столько, сколько тебе потребуется.

Пребывай в этом состоянии, пока тебе не захочется перемен.

Попробуй выполнить подобным образом упражнение на тренировку гнева, удивления, страха, а закончи снова погружением в радость.

Ты можешь вызывать по своему желанию разные эмоции. Ты можешь по своему желанию усилить их и уменьшить, ты можешь просто выключить их, как назойливо кричащий радиоприемник или телевизор. Ты сделал первые шаги в попытках управлять своими эмоциями. Это не раз пригодится тебе в повседневной жизни и в занятиях по нашей системе.

Кроме того, такая тренировка способствует мобилизации резервных возможностей организма.

Овладеваем энергией радости

Что такое радость? Каждый по-своему опишет переполняющее его чувство. Но одно несомненно: это чувство несет положительные эмоции, оно способно подпитывать истощенные силы, оно может погасить собою негативные переживания.

Что значит радость для человека? Помимо приятных переживаний, это – состояние повышенного здоровья. Известно, что пять минут смеха в день добавляют год жизни человеку.

Человеку, который может посмеяться над собой, не страшны болезни: они к нему и не липнут.

Энергия радости обладает поистине чудесными целительными свойствами!

Радость – это живительная энергия, которая поможет выздороветь вашим органам.

Вот этой энергией мы с вами и будем овладевать.

1. Представим себе больной орган, его местоположение. Хорошо, если ты совместишь свой образ с тем местом твоего тела, где этот орган расположен.

2. Представим твою радость. Не торопись! Рассмотрим, какого она цвета, имеет ли этот цвет оттенки и переливы.

3. Тебе трудно сказать, какого цвета радость? Тогда пусть ее цветом будет светлое радужное облако, как воздух после грозы, когда радуга переливается в каждой капле воды.

4. Представим, что воздух перед вами наполняется цветом вашей радости. Нагнетайте цвет радости 2-3 минуты прямо перед собой.

5. Теперь представим наш больной орган и окружим его медленно и постепенно радостью. Пусть окутает больной образ некое облако цвета… Какого цвета ваша радость? Если для тебя радость окрашена в определенный цвет, оберни в воображении больной орган облаком этого цвета. Теперь оберни в воображении больной орган радужным облаком. Что ты чувствуешь? Как ведет себя больной орган?

Процедуру «прогревания» больного органа радостью нужно проводить 1-2 раза в неделю. Если ты почувствуешь значительное облегчение, то процедуру можно приводить чаще. Если видимых изменений не наступает, то ограничь себя одной процедурой в неделю.

Учимся вызывать приятные эмоции

Теперь попробуем вспомнить иное. Восстанови в памяти самый радостный день или дни, когда ты «летал» от счастья и радость наполняла каждую клеточку твоего существа. Ощути, что тебя, как и тогда, снова переполняет восторг и благодарность жизни за этот дар. Усиль эти чувства. Они заполняют тебя до предела, ты «светишься», ты не в силах удержать в себе эту радость, и не надо. Пусть счастье, переполняющее тебя, затопит весь мир. Ты плещешься в радости, тебя качают волны необозримого океана, и все это – счастье. Достаточно или ты хочешь порадовать себя еще? Если нет – усиль твое ощущение счастья, еще и еще, пусть счастье твое плещет до звезд и выше. Если ты достаточно порадовал себя, попробуем еще один способ тренировки эмоций. Вернемся к мрачному настроению, ощутим всю тяжесть ситуации, снова погрузимся в печаль и уныние или в злость и обиду, как вам захочется. Когда твои плечи опять согнутся под тяжестью забот, обид, тягостных переживаний, вспомни: ты недавно летал от радости, что-то хорошее тоже было в твоей жизни. Попробуй переключиться на светлые и радостные чувства. Не так давно ты сумел затопить радостью землю и сам окунулся с головой. Так вперед, вытесни тяжелые тучи обид, раздражения или просто печали, – вытесни их потоками света и радости. Трудно? Еще света и радости! Солнце разогнало грозовые тучи, и ты справился с болью, обидой, ты научился контролировать свои эмоции. У тебя получилось, и теперь это умение останется с тобой. Подобно тому как невозможно разучиться ездить на велосипеде, однажды постигнув эту науку. Вспомни об этом навыке в нужный момент, попытайся переломить отрицательные эмоции, которые сейчас владеют тобой, и это – не к добру. Попытайся справиться с собой. Ты почувствуешь неописуемое удовлетворение, победив в такой небольшой битве. Конечно, это только первый шаг на пути к управлению эмоциями. Стоит научиться и другому: не только вытеснять отрицательные эмоции, но и трансформировать их. Как?

В следующий раз мы будем учиться прощать. Мы научимся прощать других, мы научимся прощать себя, узнаем, как избавиться от старых обид, и многое другое.

Мы говорили о том, как научиться избавиться от тягостных воспоминаний. От старых обид, тебе нанесенных, и, возможно, причиненных вами кому-то бед. Словом, неприятностей.

Учимся прощать

Сегодня мы станем вспоминать и анализировать. Помнишь, в детстве кто-то из близких сказал тебе что-то резкое, и ты долго жил под впечатлением от сказанного, замыкался в себе, множил комплексы? В конце концов ты преодолел и свои переживания, и нелестную оценку. Но осталась старая обида осадком из прошлого, давно ушедшего времени. Давай вернемся к той ситуации, поговорим, объяснимся с обидчиком. Может быть, подробности да и суть проблемы давно потерялись в памяти, но по привычке мы цепляемся за старое. Достаточно. Хватит. Прости того, с кем у тебя вышла размолвка, все равно, кто был тогда прав или неправ. Теперь вы оба – совсем другие люди, к вам пришел опыт, «сын ошибок трудных». Представь лицо твоего собеседника и скажи ему: я прощаю тебя, я не держу больше на тебя зла, прости меня и ты. Возможно, он ответит тем же. Если нет, все равно прости – и отпусти с миром. Тебе стало легче – ты избавился от камня на сердце. Теперь отпусти от себя и былую проблему и человека. Представь, что они удаляются от вас, исчезают, уходят из вашей жизни.

Наверняка у многих из нас были в жизни моменты, которые стыдно вспоминать. Не маши рукой, мол, в другой раз. Мы будем лечить эту болячку сейчас.

Старой боли часто прибавляет силы то, что не перед кем повиниться: жизнь, как морской прибой, она уносит тех, кому пришел срок. И приносит с наступающей волной новые поколения. Часто некому сказать – прости, давно нет на свете человека. Призови его в своем воображении, необязательно представлять лицо в деталях, главное, чтобы ты знал, что говоришь именно с этим человеком. Помолчите вместе или поговори с ним, сделай то, что тебе в данный момент кажется правильным. Извинись или скажи то, что не успел сказать. Если, поговорив, не почувствовал облегчения, поищи в себе самом, все ли нужные слова ты сказал. Может, что-то еще притаилось, невысказанное? Добавь к сказанному потерявшиеся слова. И – отпусти от себя вместе со своей былой болью, виной и т. п.

Попробуй решить подобным образом и другие свои старые проблемы, постарайся снова пережить их, посмотри на проблему из теперешнего времени. Не правда ли, многое теперь выглядит иначе, даже слова, сказанные когда-то, звучат для тебя теперь иначе, чем прежде? Ты изменился, ты теперь не тот человек, о поступках которого тебе так больно вспоминать. Простись со старыми переживаниями, не осуждая их, как с частью своего прошлого и с благодарностью – за науку.

Пиктограммы позволяют закрепить представление детей об эмоциях человека . Дети должны рассмотреть пиктограммы и рисунки с изображением различных выражений лица, сравнить их. Стоит уделить внимание выражению глаз, расположению уголков губ, подбородка и тому подобное. Взрослый должен объяснить, что, несмотря на непохожесть людей между собой по возрасту, внешности, выражению их лиц иногда бывают схожими. Это происходит при определенных обстоятельствах: в тот момент, когда люди радуются, грустят, напуганы, обозлены. Демонстрируя пиктограммы, следует обратить внимание детей, что лицо нарисовано на бумаге с помощью геометрических фигур (квадрат, круг), точки, линии. Такой рисунок - условное изображение. Более точное изображение лица человека передают фотографии. Кроме того, себя можно увидеть в зеркале, в водоемах. Когда еще не было фотоаппаратов, люди рисовали картины, на которых также изображали свое лицо или лицо своих родных.

Постепенно дошкольники будут учиться использовать пиктограммы для определения собственного настроения, настроения родителей, родственников, взрослых, которые им небезразличны .

Упражнение «Выбери правильно»

Ребенок (дети) рассматривает карточки с изображениями эмоций. Взрослый проводит с ней (ним) беседу и предлагает выполнить задание.

Задача: внимательно прослушать сообщение взрослого и с его помощью определить, какая карточка более всего соответствует ситуации:

Что случится с мишкой, которого покусали пчелы?

Как ты себя чувствуешь, когда другие ласково обращаются к тебе, улыбаются, говорят приятные слова?

Что чувствует мальчик, который сломал свою любимую игрушку?

Что чувствует девочка, которая увидела на улице больную кошку?

Что чувствует бабушка, когда внуки дарят ей букет цветов?

Что чувствуешь ты, когда дети называют тебя «плохими» словами?

Что чувствует зайчик, когда за ним гонится лиса?

Что чувствует мальчик, носки которого испачкали другие дети

Как чувствует себя мальчик, который потерялся?

Как чувствует себя мальчик, которого угостили чем-нибудь вкусненьким?

Как будет чувствовать себя человек, на которого напала разъяренная собака?

Что чувствует мальчик, которому не удается застегнуть пуговицу?

Как ты себя чувствуешь, когда другие дети не берут тебя в игру?

Как чувствует себя девочка, которая увидела, что другие дети разрушили сделанный ею домик из песка?

Что ты чувствуешь, когда удалось нарисовать красивый рисунок?

Беседы психолога с детьми на тему эмоции

Разъяснения и беседы должны проводиться взрослым систематически. Информируя ребенка, следует повторять, закреплять и последовательно распространять информацию. Для детей младшего дошкольного возраста продолжительность беседы - неопределенная. В детском саду беседы следует проводить индивидуально или в небольших группах. Пригодятся и адресные превентивные беседы с теми детьми, которые постоянно нарушают правила взаимодействия со сверстниками, агрессивно настроенными, склонными к проявлениям насилия.

В воспитательной работе желательно систематически применять беседы о базовых эмоциях человека, их особенностях, событиях, которые их вызвали. Разговор с ребенком о чувствах взрослого человека позволит ему осознать, что в мире существуют вещи, которые не оставляют равнодушными, - через них человек радуется, грустит, удивляется. Следует подчеркнуть, что радость, удивление, печаль и злость являются естественными ощущениями человека в любом возрасте, и подчеркнуть: осуждаются не сами эмоции, а действия, поступки, которые их сопровождают.

Во время беседы ребенок не только обогащается знаниями. Беседы становятся составной частью отношений и взаимоотношений с взрослым: ребенок осознает, что его понимают, он небезразличен для другого человека, его ощущения - значимы.

Подчеркиваем важность разъяснения младшему дошкольнику особенностей эмоционального реагирования человека. Ребенок должен осознать, что взрослый человек, так же, как и он, расстраивается, сердится, обижается, радуется.

Он может находиться в хорошем или плохом настроении. Необходимо обратить внимание на то, что настроение передается другим людям: грусть или гнев от одного человека переходит к другому. Поэтому лучше делиться приятными впечатлениями, радостью, улыбками, чем «заражать» друг друга грустью и яростью. Не менее важно дать объяснения относительно того, что разные люди по-разному реагируют на одни и те же события. Например, если потерялась игрушка, у одного ребенка это вызовет отчаяние и печаль, у другого гнев, ярость.

Стоит обращать внимание дошкольников на то, как люди реагируют на различные события. Выбрать такие моменты, когда сверстники наиболее отчетливо проявляют эмоции, и дать возможность понаблюдать за их эмоциональной экспрессией.

Когда следует проводить беседу?

Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Ориентиром должна быть ситуация и потребности самого ребенка: его желание расширить собственные представления, получить разъяснения, совет, помощь.

Единственное, чего не следует делать, - проводить беседы с одним ребенком ежедневно в строго определенное время. Кроме того, важно предотвращать превращение беседы в поучительную нотацию.

Ориентировочные темы бесед:

- «Ласковое имя»,

- «Разные люди - разные лица»,

- «Движения человека»,

- «Приятное - неприятное» и другие.

Упражнение «Ласковое имя»

Дети находятся вокруг взрослого, образуя круг, и по очереди называют свое имя. Повторяя его вместе с другими, взрослый обращает внимание на то, что есть у ребенка, который назвал себя: внешность (цвет волос, глаз, губ и т.д.), одежда, настроение. Другие дети здороваются с ребенком, искренне улыбаются, ласково касаются его, глядя в глаза. Взрослый спрашивает воспитанников, как можно по-другому обратиться к ребенку, не меняя его (ее) имя (Елена - Алена - Леночка). Выслушав сверстников, ребенок рассказывает, как обращаются к нему близкие взрослые, как называют его члены семьи (Солнышко, Зайка, Звездочка).

Взрослый спрашивает, кого в семье называют так же, если есть такой ребенок в кругу, то оба ребенка выходят в центр круга: другие дошкольники должны отыскать сходство между ними.

Упражнение «Разные люди-разные лица»

Взрослый предлагает осуществить чрезвычайно важное «исследование»: закрыть глаза, кончиками пальцев прикоснуться к собственному носу, лбу, щекам, волосам, повернуть голову в сторону, открыть и посмотреть на соседа сначала правым, затем - левым глазом. Взрослый акцентирует внимание на том, что у разных людей разные лица. Присматриваясь к тем, кто тебя окружает, можно увидеть, что у одних - большие глаза, у других - маленькие, у одних пухлые губы, у других - узкие. Имеется сходство и непохожесть в размере и цвете глаз, щек, губ, их расположении. Эти особенности отличают одного человека от другого и дают возможность его запомнить.

Кроме того, люди имеют разные выражения лица. Выражение лица, как новогоднюю маску, человек может менять по собственному желанию. Каждый решает сам, какое выражение ему нравится, он будет иметь радостное лицо или недовольное. Ребенку следует объяснить, что ощущение сказывается на внешнем виде человека: радостный человек - спокойный, глаза «светятся», голос негромкий, движения уравновешенные, плечи расправлены, губы «растягиваются» в широкую улыбку. Чувствуя радость, человек хлопает в ладоши, поет, танцует. Грустный человек - беспокойный, вялый, имеет полуприкрытые, влажные от слез глаза, тихий голос, сжатые губы. Печалясь, он старается избегать общения с другими, остается в одиночестве.

Особое выражение лица возникает у человека тогда, когда появляется недовольство, обида. О том, что человек чувствует злость, свидетельствуют его нахмуренные брови, прищуренные глаза, стиснутые зубы, опущенные уголки губ. Злость вызывает напряжение не только мышц лица, но и тела: руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулак.

Предлагая детям внимательно посмотреть на лица друг друга, взрослый обращает внимание на выражение лица соседа (соседей) слева, справа, напротив. На счет три - каждый ребенок демонстрирует различные выражения лица.

Упражнение «Приятное - неприятное»

Во время беседы следует разъяснить, что способен испытывать каждый человек. Его ощущения бывают приятные и неприятные. Интересно узнать, что является приятным для тебя самого, близкого тебе человека, твоих родителей. Приятными и неприятными могут быть люди, животные, предметы, события.

Если нежно прикоснуться к другому - это вызывает приятные ощущения (взрослый ласково касается, гладит каждого ребенка), если вести себя грубо, например, крепко стиснуть руку человека - это неприятно и даже может вызвать боль. При таких условиях выражение лица человека показывает, что он чувствует и нравится ли это ему. Следует обязательно пояснить младшим дошкольникам, что, кроме прикосновений, человек реагирует на слова других, тон разговора и их поведение. Неприятные слова, оскорбительные сравнения так же вызывают недовольство, возмущение. И еще - каждый человек достаточно чувствительный к силе голоса другого человека, щебету и пению птиц, возгласов животных, звуку музыкальных инструментов.

Упражнение «Движения человека»

Взрослый обращает внимание на необходимость человека менять положение тела. Подчеркивает, что каждый ребенок любит поиграть, попрыгать, побегать, потанцевать. Поскольку очень трудно долго стоять или сидеть в одной позе, приходится все время менять положение частей тела (руки, ноги, голова, туловище, шея). Детям предлагается встать на одну ногу и замереть (почувствовать, насколько это удобно/не удобно), попрыгать, потанцевать, потопать, покрутиться (покружиться вокруг стула, игрушки), в паре.

Уместно поставить вопрос: «другие дети же ничего не видят, как и ты, в то время, когда ты закрываешь глаза?»

Следует обязательно обратить внимание на то, что двигаться не сталкиваясь возможно. Иногда человек попадает в толпу. Среди большого количества посторонних людей чрезвычайно важно быть наблюдательным, внимательным. Если не учитывать направления движения людей вокруг, можно нанести вред и себе и другому человеку. Взрослый отмечает, что толкание, затрагивание другого, даже случайное, может вызвать неудобство, вызвать боль, что, в свою очередь, становится причиной раздражения, возмущение, гнев. Конечно, этого можно избежать, если уделять больше внимания собственным движениям, развивать гибкость тела, восприимчивость.

Следует отметить, что человек движется не только для своего удовольствия. Движения руками, пальцами, наклон головы, туловища помогают людям рядом понять его самочувствие.

Возраст человека также сказывается на его движениях. Маленький ребенок, взрослый и пожилой человек движутся по-разному. Так, жесты взрослого человека, который хорошо себя чувствует, - четкие и выразительные. Детям следует подумать, почему пожилые люди не так искусны, как маленькие дети.

Обратить внимание следует и на то, что различаются между собой жесты мальчиков и девочек. Последние движутся с легкостью, плавно. Движения мальчиков - резче. Стоит сравнить движения людей и животных. Человек, который чувствует угрозу, напуган, не уверен - закрывает глаза, пытаясь спрятать лицо. Именно так делает огромная птица - страус, пряча голову в песок, или обезьяна, которая залезает высоко на дерево и закрывает лапами глаза. Если же человек радостный и довольный, он хлопает, подпрыгивает, кружится. И в этом случае его поведение, позы, жесты напоминают действия представителей животного мира. Например, лебедь танцует на воде, собака подпрыгивает на месте.

При проведении бесед необходимо помочь ребенку найти ответ на следующие вопросы:

Когда человек радуется?

Когда бывает страшно?

Когда человек плачет?

Что заставляет людей улыбаться?

Когда на лице появляется улыбка?

С кем приятно общаться?

Кто в семье всегда радует тебя, а кто огорчает?

class="eliadunit">

Может ли быть красивым злой человек?

Что было самое приятное в жизни?

Кто из твоих знакомых имеет красивый голос?

Чем ты можешь порадовать других?

Чем ты можешь огорчить близкого человека?

Ориентировочные варианты беседы психолога с детьми

Беседа «НАСТРОЕНИЕ»

1. Что значит «хорошо себя чувствовать»?

2. Как ты узнаешь, какое у тебя настроение?

3. Когда у тебя преобладает хорошее настроение?

4. От кого твое настроение портится?

5. Как ты сейчас себя чувствуешь? Почему?

6. Можешь ли ты способствовать улучшению настроения? Как именно?

Беседа «ЖЕЛАНИЯ»

1. Чего тебе больше всего хочется?

2. Выполнимое ли это желание? Почему?

3. Что ты будешь чувствовать, если оно действительно осуществится? Почему?

4. От кого зависит осуществление этого желания?

5. Чего ты больше всего не хочешь? Почему?

6. Что ты можешь сделать, чтобы нежелательное не случилось?

Беседа «Любовь»

1. Что значит «любить»?

2. Как распознать человека, который любит?

3. Кого ты любишь? Почему?

4. Кто любит тебя? Почему?

5. Как ты узнаешь о том, что тебя любят?

6. Любишь ли ты себя? За что именно?

7. Чем ты себе не нравишься?

8. Кого ты не любишь? Почему?

9. Кто не любит тебя? Почему?

10. Можно ли прожить без любви?

11. Чем отличается чувство привязанности, симпатии, товарищества, влюбленности, любви?

Беседа «ВРЕМЯ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

1. Как ты думаешь, до какого возраста ты доживешь?

2. Что важное случилось с тобой, когда ты был маленьким?

3. Что интересного произошло с тобой сегодня?

4. Какие приятные - неприятные события могут произойти с тобой:

а) в ближайшее время?

б) когда будешь заканчивать школу?

в) когда будешь взрослым человеком?

г) когда превратишься в старика?

Беседа «ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ»

1. Доволен ли ты своей жизнью? Почему?

2. Что в жизни для тебя самое дорогое?

3. У тебя есть личные планы? Какие же?

4. Что в жизни зависит от тебя?

5. Чего ты добился собственными силами?

6. Что необходимо для победы?

7. Ты - хороший человек? Почему так считаешь?

8. Чем ты особенный?

9. Чем похож на других?

10. Что ты сделал по совести?

Организовывать время от времени индивидуальные тематические беседы, направленные на то, чтобы помочь ребенку осознать свои переживания и со временем научиться регулировать их. Это необходимо, поскольку дает понимание внутреннего мира каждого ребенка (темы: «Настроение», «Желание», «Страхи», «Радость», «Уважение», «Любовь», «Обида», «Долг» ...)

Дать возможность ребенку путем рисования (красками, карандашами, мелками...) освободиться от страха, напряжения, негативных переживаний (темы: «Один дома», «Мне приснился сон», «Мой страх», «Моя волнения» ...)

Расширить представление о мире человеческих чувств - радость, интерес, горе, печаль, страдание, презрение, страх, стыд, вина, зависть, огорчение, гнев, совесть.

Пантомимические этюды в работе

Выполнение пантомимических этюдов позволяет свободно проявить собственные ощущения, способствует развитию выразительности движений. Не следует заострять внимание на угловатости ребенка, отсутствии выразительности, непохожести его движений с движениями выбранного ею персонажа. Взрослый должен понимать, что младший дошкольник только учится сосредотачиваться на себе, ослаблять мышцы, проявлять гибкость. Важно заметить сдвиги в положительную сторону, выделить и подчеркнуть положительные моменты «еще вчера тебе не удавалось это сделать, а сегодня - удалось, ты - молодец», «раньше было не так похоже, как сейчас», «сегодня гораздо лучше, чем вчера», «ты постарался, и стало более убедительно, уверена, в следующий раз будет еще лучше». Следует подчеркнуть наблюдательность, гибкость, настойчивость, старательность ребенка.

Применяя пантомимические этюды, целесообразно провести вступительную беседу и использовать фрагменты музыкальных произведений детских композиторов, усиливать выразительность движений, предоставлять возможность раскрепощения. Выполнение пантомимических этюдов позволит развить эмоциональную восприимчивость ребенка, фантазию, гибкость тела.

В работе с младшими дошкольниками можно использовать пантомимические этюды: «Стройная березка», «Музыки», «Строители», «Воздушные шарики», «Бабочки».

Упражнение «Мои любимцы»

Перед выполнением пантомимического этюда следует узнать, есть ли у ребенка домашний любимец и предоставить возможность рассказать, как он выглядит, в каких условиях живет, что любит больше всего. Внимание уделяется тому, всегда ли животное чувствует себя и ведет себя одинаково в различных условиях; как воспринимает хозяев и незнакомых людей, как реагирует на воду, как относится к любимой пищи; как проявляет свое недовольство. Выяснить, обладает ли ребенок языком животных и как общается со своим любимцем. Выслушав малыша, вспомнить тех животных, которые являются главными героями сказок и детских рассказов («Три медведя», и т.п.). Выяснить, кто из них является любимым героем, кто - нет, чем именно одни животные нравятся детям, а другие - не нравятся.

Предложить ребенку изобразить своего любимца (когда он спит, гуляет по квартире, играет с ребенком, просит есть, общается, купается и т.п.) или изобразить любого сказочного героя, о котором рассказывали родители, воспитатель, психолог, другие дети и тому подобное.

Занятие 7
Доброго вам дня, который мы, как обычно, начинаем с комплекса разминочных упражнений.
Не ленимся, не пропускаем ни одной позиции, "дышим" через позвоночник.
Здесь разрешите внести уточнение.
Все упражнения делаем, искусственно создавая хорошее настроение!

Задумывались ли вы, почему человека так манят всевозможные шоу?
Почему народ Рима требовал от своих властителей не только хлеба насущного, но и зрелищ?
Почему футбольный, хоккейный, бейсбольный матчи собирают десятки тысяч болельщиков?
Почему в Средние века, завидев кибитки бродячего цирка, крестьяне бросали работу?
Почему во все времена лицедейство, музыка, танцы, театральные представления были столь притягательны для людей?
Именно возможность пережить сильные эмоции, накопить ощущения быстро сменяющихся впечатлений на какое-то время восстанавливает в человеке эмоциональную гибкость, утраченную в будничной монотонности жизни.
Вы замечали, как ваши душевные переживания то животворно, то угнетающе влияют на вас?
Внезапное горе в один миг лишает сил и может сломить даже очень сильных людей, а нежданная радость окрыляет, и в этот момент вы чувствуете, что готовы горы свернуть.
Особенно живо на печали и радости реагируют дети.

Эмоции - это энергия.
Положительные переживания наполняют животворящей энергией, вызывают прилив сил. Отрицательные - поглощают или нейтрализуют ее.
Вот почему нам так важно сформировать эмоциональную гибкость, а это достигается путем тренировок.
Постоянное отклонение маятника чуть-чуть в сторону плюса называется коррекцией настроения.
Дело в том, что человеку очень вредно впадать и долгое время находиться в пиковых эмоциональных состояниях.
Одинаково опасны и сильная ярость, и восторг, и глубокая печаль, и безудержное веселье.
Древний Восток учит нас, что с эмоциями нужно быть очень осторожными. Нельзя сильно поднимать их, равно как и нельзя их сильно опускать.
Поэтому во время выполнения упражнения на маятник эмоций самый важный момент - это переход от состояния горя, подавленности, апатии к состоянию радости, безмятежности, жизнелюбия.
Именно способность переходить от экспрессивной эмоции к спокойствию тренирует необходимую гибкость, а также способствует нахождению оптимальных решений в любой ситуации.

Рассмотрим энергетический аспект процесса эмоциональной раскачки.
Любая наша эмоция, по сути, есть сигнал-приказ организму запустить в действие ту или иную механику противодействия или содействия ситуации, не важно - реальной или просто воображаемой.
Каждая тренировка - это поиск, познание, дополнительный шаг к идеалу.
Тренируя эмоции, вы искусственно ввергаете себя в пучины печали или поднимаетесь на волне упоения.
Тренируя эмоции, вы непрестанно открываете все новые и новые перспективы для совершенствования.
Так маленькая почка превращается в лист, во много раз превосходящий ее по размерам, а тугой бутон, распускаясь, становится пышным цветком.
Волшебные всплески эмоций, сильные движения чувств сбивают,^0бразно говоря, накипь с души человека.
Недаром подмечено, что страдание очищает душу, что много пережившие люди особенно доброжелательны и мудры.
Духовная сопричастность - это отдача энергии. Вот почему важно осознавать, куда уходит эта энергия, что она питает, ибо тренировка без смысла цели - это путь в никуда.
Вспомним, как вы тренировали эмоции по книге "Тренировка тела и духа".
Вы искусственно отклоняли маятник своего эмоционального состояния в крайние точки, а затем приводили его в нейтральное положение, то есть в состояние спокойствия.
В этом нам помогали образное мышление и способность вживаться в роль.
Если эмоции влияют, на внешний облик, то и внешний облик должен влиять на них!


Итак, эмоции играют огромную роль в энергетической балансировке организма. Собственно говоря, именно они и воздействуют на наш энергетический тонус.
Отрицательные эмоции забирают у нас энергию, положительные - пополняют копилку наших ресурсов. Хорошее, ровное, спокойное настроение свидетельствует о том, что в нашем энергохозяйстве все хорошо.

Тренируя эмоции, мы прежде всего учимся управлять ими, чтобы после эмоционального всплеска всегда приходить в ровное расположение духа.
Корректируя настроение, мы добиваемся того, чтобы расположение духа было приподнятым.
В приподнятом настроении человек лучше работает, действует, принимает решения и вообще ориентируется в жизни.
В дальнейшем тренировку эмоций следует проводить ежедневно и не только как специальное упражнение, но и в повседневной жизни.
Тогда работа над собой войдет в привычку!
Доброго вам дня, успеха в работе и... поздравьте себя. Основная часть настоящей учебной программы вами успешно пройдена.
Теперь вы можете поддерживать силы, восполнять энергию с помощью упражнений из "Канона для будущих властелинов" в книге "Тренировка тела и духа", а также подобрать упражнения из "Атласа ментальной медицины" (рабочее название), который готовится к выпуску.
Эти упражнения способствуют физическому, духовному и, если так можно сказать, энергетическому оздоровлению.
Работайте до появления легкой усталости, внимательно прислушиваясь к себе.
Шум в ушах или тяжесть в голове - сигналы тревоги, предписывающие вам немедленно уменьшить нагрузку, прекратить тренировку и отдохнуть в течение двух-трех дней.

Помните, что перенапряжение вредно в любом деле!

Иллюстративная схема, по которой должны строиться ваши занятия по тренировке эмоций, способствующие скорейшей подготовке души для воссоединения с образом молодости и здоровья. Тренировка эмоций раскачивает буксующий грузовик нашего духа, чтобы он мог без помех выкатиться из ямы, в которой застрял.

У многих из нас расшатаны нервы, близко слезы, мы сами часто не понимаем, отчего вдруг срываемся и несправедливо обижаем близких. Все это - признаки нарушения эмоционального (душевного) равновесия. Если такое состояние сохраняется долгое время, это может привести к неврозу, а спустя еще какое-то время - к более серьезным расстройствам.

Мы считаем слезы признаком слабости, мы стыдимся их, даже когда они появляются к месту. Особенно это характерно для мужчин. Мы часто скованы сомнительными условностями, наши эмоции подавлены ложными установками, мы стали неестественны, мы забыли, как надо себя вести. Вспомните, как естественны дети в выражении своих чувств. Не потому ли их смех так заразителен и так непереносим их плач?

Давайте и мы побудем немного детьми - искренними, чистыми, абсолютно свободными. Давайте и мы отпустим наши эмоции на свободу и позволим хотя бы на короткое время нашим чувствам одержать верх над разумом.

Вы спросите: «Зачем это нам?»

Чтобы обрести чувство глубокой внутренней безмятежности, сравнимое с детским, - вот ответ. Вспомните, с какой легкостью ребенок переходит к покою. Секунда-другая, слезы высыхают, личико озаряется лучезарной улыбкой, глазки сияют. Малыш все забыл, все простил и готов к новой игре. Нам необходимо вернуть нашему духу эмоциональную гибкость, чтобы он, раскачиваясь, подобно дереву, охваченному вихрем, приобрел способность выдерживать натиск житейских бурь и всегда затем возвращался в нейтральное, умиротворенное состояние.

Жизнь - театр, а люди - актеры. Сентенция известная и расхожая, но приглашающая к игре, в которую мы с вами охотно сейчас вступим.

Эмоции сильно влияют на наше внутреннее состояние и, как следствие, - на наш внешний облик. Следовательно, чтобы хорошо выглядеть и постоянно пребывать в приподнятом настроении, нам нужно научиться нашими эмоциями управлять. Как это сделать? На данном этапе - с помощью обратной связи.

Если наши эмоции влияют на наш внешний облик, значит, и наш внешний облик должен влиять на них, и актеры об этом прекрасно знают. Войти в нужный образ им помогают довольно нехитрые вещи.

Превратимся в актеров. Попробуем сыграть роль объятого безграничным спокойствием властелина. Играем честно, без предвзятости, телесно расслабившись и полностью освободив мозг, для чего все посторонние мысли, одну за одной, выталкиваем в воображаемый квадрат или круг, как в мусорную корзину.

Необходимое напоминание. Во время работы с образными рядами ваши глаза должны быть закрыты.

Итак, закрыли глаза, сели прямо, расправили плечи, подняли голову, легкой улыбкой осветили лицо... Вы - самый справедливый в мире король (или идеальная королева). Вы - само совершенство, вы исполнены благородства, достоинства. Вы снисходительны ко всему, что вас окружает, и ко всем, кто от вас зависит. Вы горды, внутренне свободны и полностью раскрепощены; вы знаете: все суета сует, но вы лично отстранены от всего этого, вы абсолютно неуязвимы...

А теперь вкусите от горького пирога.

Вспомните из вашего прошлого что-то такое, о чем нельзя думать без слез.

Помогите себе войти в роль... чуть приоткройте рот, расслабьте нижнюю челюсть, дайте частое, поверхностное дыхание, начните слегка всхлипывать и вспоминайте, вспоминайте, вспоминайте... Детство, юность... Перебирайте все ваши обиды, огорчения, потери, разочарования... вот, кажется, и щеки намокли - у каждого есть над чем пригорюниться, над чем всплакнуть. Не удерживайте своих слез... не стыдитесь их, помните, что они целебны для вас, они освобождают вас от всех глупостей и несправедливостей вашего прошлого, от всего, что вас мучило и давило, от всего, что камнем лежало на вашей душе. Фиксируйте краем сознания этот момент - все, что давило и мучило вас, навсегда безвозвратно уходит. Постарайтесь перейти на рыдания. Не сдерживайте их, усиливайте, насколько возможно... И хорошо, и достаточно... Скажите себе - стоп!

Перейдите к спокойствию, настройте себя на спокойствие... Поднимите голову, расправьте плечи, не забывайте: вы ведь актер (актриса). Что тут было? Мы, кажется, немного поплакали? Ну, ничего - все это в прошлом, все навеки ушло. Зато как славно теперь на душе, как покойно... Запоминайте и этот момент.

А теперь - проглотим смешинку.

Вспомним что-то такое, от чего... нy, просто умереть и не встать! Позволим себе расслабиться, настроимся на веселый лад. Над кем легче всего смеяться? Перво-наперво, над собой. А еще над приятелями, над друзьями, над близкими. С ними столько всего происходит, в жизни столько веселых вещей! Смеемся искренне, заразительно, от всего сердца. Не сдерживаемся, переходим на хохот... и опять говорим себе - стоп!

И опять благодатный покой.

Обратимся к печали.

Тело расслаблено, плечи опущены, голова поникла, руки безвольно брошены на колени... Ах, отчего это сделалось вдруг грустно, откуда накатила такая тоска? Все как-то не греет, все идет вкривь и вкось... и дети не звонят, не пишут, и друг ушел, да и жизнь проходит... что на земле этой делал, зачем топтал почву, зачем жил? Все безысходно, все бессмысленно - и пойти некуда, и не с кем слова сказать... Слезы пришли?.. И Бог с ними... даже не вытираем-сидим, грустим, хандрим - не хочется ничего.

И вернулись к покою. Все хорошо и всего нам хочется, но - без фанатичных позывов вскочить и куда-то бежать. Душе нравится состояние равновесия, ей уютно, комфортно, да и вам хотелось бы, чтобы всегда было так.

И так (и только так!), конечно же, будет, но только не сейчас, не в ближайшую пару минут. Потому что в ближайшую пару минут вам предстоит попробовать испугаться. Причем всерьез.

Войдите в роль неизлечимо больного, отчаявшегося человека. У вас нет выхода, выбора, вы абсолютно беспомощны, всеми брошены, перед вами -небытие. Неделя, месяц - сколько еще осталось? Сколько бы ни осталось - не имеет значения, уже не спастись. Попытайтесь физически ощутить этот ужас, ежесекундно гложущий обреченного человека. Неизбежность, неотвратимость - реальные вещи. Вы прежде сочувствовали людям в таком положении, теперь эта бездна разверзлась перед вами, и не на что опереться, не за что ухватиться... вы бессильны, вам не поможет ничто.

Чувство страха знакомо каждому. Страх играет полезную роль, когда предупреждает нас об опасности, стимулируя гормональные выбросы в кровь, побуждающие нас к защитной реакции. Но стоит дать ему волю, и он превратится в парализующий вас кошмар, он заползет во все уголки существа, угнездится в каждой клеточке вашей кожи.

Остановитесь, когда отчаяние сделается нестерпимым, и в этом состоянии подумайте, что предпринять? Забиться в угол? Скулить, выть, визжать? Или, собрав все мужество, достойно проститься с теми, кто дорог вам и вами любим, а заодно и со всеми, с кем в этой жизни пересекался ваш путь? Проститься, простить, попросить прощения за все, что когда-то неправильно делал, за все страдания, которые кому-то принес... Может быть, в том, что когда-то чего-то не понимал, не прощал, не жалел, воротил нос, копил обиды, гнул, ломая чужое, свое - может быть, именно в том и кроется главная причина того, что с вами теперь происходит? Может быть, вам сейчас воздается по вашим прошлым делам? Увидите, одна эта мысль сразу же принесет облегчение и уберет страх. На этой ноте, не мешкая, стартуйте из бездны ввысь!

Вы проснулись, очнулись, вы чувствуете невероятную радость. Вы молоды, живы, здоровы, кошмар рассеялся, он оказался дурным сном. И - спасибо ему. Контраст словно бы обновил вас. Каждая клеточка вашего тела трепещет от желания жить. Все вещи видятся в новом свете, все дороги открыты, все горизонты ясны! Запомните это состояние. Цените свой прошлый опыт хотя бы за то, что именно он поначалу служит батутом для ваших прыжков в высоту. В таком настроении вам следует просыпаться всегда. При этом вовсе не обязательно видеть во сне кошмары.

Более тога: в таком настроении вам следует пребывать постоянно. На первых порах (особенно когда на душе «заскребут кошки» учитесь искусственно пробуждать в себе радость жизни, пока он не начнет приходить к вам сама.

Ежедневно тренируйте эмоции, придерживаясь выше заданной схемы, но старайтесь выстраивать свои образные ряды. Вам необходимо как следует разработать свой дух, чтобы он обрел гибкость, чтобы маятник вашею самочувствия не застревал в крайних позициях, а всегда приходил в нейтральное состояние.

Кроме того, такие занятия очень обогащают внутренний мир человека. Пройдет какое-то время, и вы с удивлением заметите, что окружающие тянутся к вам. Почему? Потому что в вас появилась тайна, загадка, потому что вы изменились. Вы стали шире и глубже, чем тот персонаж, который вас замещал, пока вы блуждали вдали от себя.

Не смущайтесь, если у вас поначалу что-то не будет получаться. Верьте в успехи неустанно активизируйте свои творческие способности. Чтобы повысить эффективность работы, к каждому этапу тренировок ищите свои собственные детали, объе-диняя их сюжетными линиями, близкими лично вам. Поначалу это покажется трудным, но потом «Лед тронется» и вы станете с легкостью их находить. Творческие поиски развивают наше воображение, помогая скорейшему формированию образа молодости и здоровья, подготавливают нас к слиянию с ним.

Такому слиянию лучше всего способствует медитация - состояние углубленной сосредоточенности или, другими словами, особая душевная расположенность человека К приему позитивных «светлых» вибраций (волн) макро- и микрокосмоса, пронизывающих мировое пространство.


Похожая информация.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: