Диагностические и терапевтические методы использования в психологии. Основные формы и методы терапевтического воздействия, применяемые в социальной работе. Рационально-эмотивная психотерапия А. Эллиса

К диагностическим исследовательским методам относятся различные тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых. Тест - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом - количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами. Использование определенных и конкретных тестов в психологии наиболее отчетливо проявляет общие теоретические установки исследователя и всего исследования. Так, в зарубежной психологии тестовые исследования понимаются обычно как средство выявления и измерения врожденных интеллектуальных и характерологических особенностей испытуемых. В отечественной психологии различные диагностические методы рассматриваются в качестве средств определения наличного уровня развития этих психологических особенностей. Именно потому, что результаты любых тестирований характеризуют наличный и сравнительный уровень психического развития человека, обусловленный влиянием множества факторов, обычно неконтролируемых в тестовом испытании, результаты диагностического испытания не могут и не должны соотносится с возможностями человека, с особенностями его дальнейшего развития, т.е. эти результаты не имеют прогностического значения. Не могут эти результаты послужить основанием и для принятия тех или иных психолого-педагогических мер. Итак, отличие диагностических методов от методов неэкспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его. Общей особенностью этих двух классов исследовательских методов является то, что они не дают возможности исследователю проникнуть за изучаемое явление, не вскрывают закономерности его изменения и развития, не объясняют его.

Методы изучения межличностного взаимодействия личности в группе.

Выделяют следующие методы:

Социометрический;

Референтометрический;

Изучение мотивационного ядра межличностных выборов;

Изучение сплоченности коллектива.

Различают слабые и сильные критерии выбора. Чем важнее для человека наме чаемая деятельность, чем более длительное и тесное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Обычно в исследовании сочетаются вопросы раз ных типов. Они подбираются так, чтобы выявить стремление человека к общению с членами группы в различных видах деятельности (труде, учении, досуге, дружбе и т. д.):

1. Кого из членов вашей группы Вы пригласили бы на день рождения?

2. С кем из членов вашей группы Вы охотно бы стали выполнять совместное за дание (учебное или производственное)?

Планируя проведение социометрии, следует решить вопрос о качестве и коли честве используемых критериев, а также о количестве выборов, которые сделает каждый член группы. Чаще всего оно бывает не больше трех. Эксперимент с фик сированным числом значительно легче подвергнуть математической обработке, что особенно важно для руководителя, который проводит социометрию в практи ческих целях. Результаты, получаемые при помощи данной методики, могут быть представлены в форме матриц, социограмм, специальных числовых индексов.

1) интеллектуальный, связанный с информаци­онным воздействием слова;

2) эмоциональный – выражение лица, тембр и интонации голоса, характер и особенности жестов социального работника.

Методы терапевтического воздействия основываются на двух формах работы – индивидуальной и групповой, каждая из которых предполагает определенную технологию построения взаимодействия между социальным работником и клиентом. Це­лью такого взаимодействия может быть решение каких-то эмоциональных проблем, обмен информацией, развитие соци­альных навыков, изменение ценностных ори­ентации. Приемы вмешательства включают контро­лируемые терапевтические дискуссии, беседы и т.д.

Индивидуальная терапия применяется к тем клиентам, ре­шение проблем которых требует конфиденциальности (изна­силование, семейные неурядицы и т.п.), кто не хочет участво­вать в коллективной терапии или нуждается в решении таких проблем, как сексуальная жизнь, общественно неодобряемое или унижающее клиента поведение. В таких случаях необхо­димо стремиться не оказывать давления на клиента и обсуж­дать эти вопросы, не травмируя его.

Групповая терапия во взаимодействии с индивидуальной обогащает и дополняет терапевтическое воздействие, позволя­ет клиенту взглянуть на себя глазами группы, скорректиро­вать поведение. Для формирования и активизации групповых процессов в решении социальных проблем большое значение имеют психо­терапевтические процедуры. Это могут быть общие упражне­ния (например, участие в «конструктивном споре», разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории болез­ни, описание содержания сновидений, фантазий и ассоциа­ций). Участие в проце­дурах подобного типа предо­ставляет возможность для эмоционального переживания, про­ведения интеллектуального анализа, тренировки поведения.

Состав группы может быть разнообразен как по характеру, так и по целям:

· учебные группы . Помимо получения знаний, есть возможность высказать свое мнение или обсудить личностные проблемы;

· группы совместной деятельности . Занятие общим делом всегда было эффективным методом установления надежного контакта, развития способностей к сотрудничеству, общению, разрешению конфликтов и принятию решений;

· группы для родителей . Являются разновидностью учеб­ной группы, но имеют более широкие цели, например, воспитание детей;

· мужские и женские группы . Обсуждаются проблемы роли женщины в современном обществе, развития солидарности, положения в семье и др.

Рассмотрим некоторые наиболее важ­ные терапевтические методы: трудовая терапию, терапию самовоспитания, поведенческую терапию, социотерапию и т.д.

Трудовая терапия основана на тонизирующем и акти­визирующем действии труда, который поднимает жизненный тонус. Как метод восстано­вительного лечения, трудовая терапия имеет большое значение для постепенного возвращения больных к обычному жизненному ритму, повы­шает социальный статус человека. Терапия в качестве обязательного ком­понента должна входить в комплекс социально-терапевтических ме­роприятий с лицами пожилого возраста.

Терапия самовоспитания – это актив­ный процесс формирования человеком себя как личности в соответствии с поставленной целью на основе социально обус­ловленных представлений об идеале собственного «Я». В технологическом аспек­те этот метод включает следующие приемы:

1) самоизучение, самооценка;

2) переоценку собственной личности;

3) само­анализ, переоценку прошлого, выявление индивидуальных «психологических барьеров»;

4) создание желаемого образа «Я»;

5) формирование индивидуальных формул намерения;

6) использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения;

7) сенсорную репродукцию поведения в различных ситуациях деятельности и об­щения;

8) «наложение» стереотипов «Я-образа» на реальное поведение в процессе повседневной жизни и деятельности.

Методы поведенческой терапии в группе используются достаточно широко и касаются тренинга социальных навыков. Важную роль здесь играют различные виды тренинговых занятий, такие как:

· тренинг преодоления робости,

· тренинг активности, выражения собственного мнения, преодоления повышенной чувствительности к критике и оценкам окружа­ющих;

· проведение дискуссии на определенную тему в группе или упражнения в навыках конструктивного спора.

Использу­ются различные поведенческие тренинги, в основе которых лежат разнообразные упражнения (создание ситуа­ций возрастающих трудностей) или различные методики оцен­ки реакций пациента группой.

Дискуссионная терапия является основным методом со­циального работника и используется регулярно с различны­ми клиентами.


В дискуссии могут быть затронуты как актуальные про­блемы, так и темы, связанные с биографическими данными клиентов. Основ­ные содержательные моменты групповой дискуссии:

· знакомство членов группы;

· обсуждение ожиданий клиентов, их опасений;

· переживание и обсуждение группового напряжения, свя­занного с рассогласованием между ожиданиями клиентов и групповой реальностью;

· нарастание сопротивления и агрессии в отношении руко­водителя группы, соотношение этих переживаний с прошлым жизненным опытом;

· вскрытие истинных чувств к руководителю, выработка групповых норм в отношении руководителя;

· вскрытие проблем, связанных с самостоятельностью, от­ветственностью и активностью;

· формирование адекватного отношения к проблеме, кото­рую необходимо решить;

· анализ групповой динамики с выходом на проблематику отдельного человека, в ходе решаются ее основные задачи (коррек­ция отношений, неадекватных эмоциональных реакций и форм поведения);

· обсуждение результатов терапии, подведение итогов.

Социотерапия – это воздействие на социальное окружение кли­ента с помощью государственных и общественных организа­ций. Например, применяется в отношении родителей асоци­ального поведения и т.д.

Музыкотерапия – один из старейших методов воздей­ствия на психику человека, который может использоваться и в лечебных целях. Групповые, индивидуальные музыкотерапевтические занятия включают в себя музыкальную тему, вызывающую у слуша­телей переживания, связанные с их прошлым, настоящим и будущим. Для некоторых клиентов метод музыкотерапии является трудной формой, особенно если подопеч­ный не имеет музыкального слуха.

Ритмотерапия тесно связана с музыкотерапией, ритмом природы, присущими человеку естественными биоритмами жизни.

Арттерапия – лечение искусством. Существует несколько вариантов этого метода:

· использование уже существующих произведений искус­ства для анализа и интерпретации клиентами;

· побуждение клиентов к самостоятельному творчеству;

· использование произведений искусства и самостоятель­ное творчество клиентов;

· творчество специалиста, направленное на взаимодействие с клиентом.

Цветотерапия . Психологи заметили влияние цвета на производительность труда (производительность труда при красном свете на короткий срок уве­личивается, при синем – снижается). Воздействие цвета на человека постоянно учитывается профессиональными дизайнерами.

Имеются некоторые общие закономернос­ти дей­ствия того или иного конкретного цвета на эмоциональное состояние человека: цвета длинноволнового спектра (оранжевый, желтый и т.д.) действуют возбуждающе (мобилизуют, стимулируют), а цвета коротковолнового спектра (начиная с голубого цвета) успокаивают или угнетают. Эти сведения целесообразно сообщать клиен­там и рекомендовать им учиться самостоятельно подбирать необходимый цвет как в целях стимуляции, так и коррекции своего состояния.

Психогимнастика – одна из форм психотерапии, при ко­торой взаимодействие основывается на двигательной экспрес­сии, мимике, пантомиме. Например, упражнения по снятию напряжения со­стоят из простейших движений: я иду по воде, по горячему песку, спешу на работу, возвращаюсь с работы и т.п. Соедине­ние мимики, жеста, движения и осязания создает более пол­ную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов. Для клиента является познанием то, что своим телом можно выра­зить мысль убедительнее, чем словом.

Значение метода натурпсихотерапии , или лечения природой, будет возрастать вследствие урбанизации социальной среды, ухудшения экологической обстановки, роста отчужденности человека от природы.

Логотерапия – это разговорная психотерапия. Специалист беседует с клиентом, стремясь вербализировать его эмоциональное состояние, чтобы с помощью этого клиент сам справился с трудной ситуацией.

Библиотерапия . В процессе чтения книги клиент ведет записи, анализ которых помогает объективно оценить его со­стояние. Список книг психотерапевт подбирает в соответствии с проблемой клиента.

Имаготерапия – использование в целях терапии игры образами. Человек создает образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения о заранее заданной ситуации, драматизация народ­ной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение класси­ческой и современной драматургии, исполнение роли в спек­такле.

В технологии социальной работы не рекомендуется отдавать предпочтение какому-либо одному терапевтическому ме­тоду, считая его панацеей. Воздействие наиболее эффективно, если оно применяется с учетом условий и ситуации, приобре­тенного опыта социального работника, факторов, усиливающих мотивацию подопеч­ного. Клиент, нуждающийся в целенаправленной терапевти­ческой помощи, должен осознавать, что терапия является одним из важнейших методов решения его проблем. При пони­мании этого клиентом терапевтическая помощь становится наиболее ре­зультативной.

    Психосоматическое направление в медицине рассматривает механизм возникновения болезней как результат первичного нарушения души, психики человека.

    Разработка и использование методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Классификация методов психодиагностики по Й. Шванцаре, В.К. Гайде, В.П.Захарову, А.А. Бодалеву, В.В. Столину. Социокультурная адаптированность теста.

    Психоанализ З. Фрейда как первая попытка создания методологии постижения души и излечения ее на основе материала, предоставляемого самой личностью больного. Взаимодействие врача-психоаналитика и пациента, процесс проведения сеанса психоанализа.

    Подобно Леви-Стросу, обнаружившему аналогии между языком и феноменом родства, Лакан интерпретировал язык как структурное условие «психоаналитических» феноменов; само бессознательное «структурировано как язык».

    Белорусский государственный университет Факультет управления и социальных технологий Реферат по предмету «История психологии» на тему: Зигмунд Фрэйд – основоположник психоанализа

    Всем нам известна ситуация, когда после приема врача, мы не знаем, что нам дальше делать. Что делать с нашим заболевшим телом, как его лечить и восстановить - на все эти вопросы мы получаем ответ у врачей.

    Рассмотрения в психотерапии тактики пациентов с расщепленным образом "Я".

    Определение и уровни психоанализа, учение Фрейда и его применение.

    : становление и развитие Психоанализ возник на рубеже ХIХ–ХХ столетий. Термин «психоанализ» впервые был использован австрийским невропатологомЗигмундом Фрейдом в статье «Наследственность и этиология неврозов», опубликованной на французском языке 30 марта 1896 года. С тех пор понятиепсихоанализа спер...

    Ортодоксальный психоанализ – это разработанные З. Фрейдом 1) метод лечения психических расстройств; 2) учение о бессознательных психических процессах.

    Гизела Шмеер Психоаналитическая терапия искусством Перевод с немецкого Научный руководитель доктор философских наук Овчаренко Виктор Иванович Москва 1995

    МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Академия педагогики Факультет психологии Реферат по курсу “Введение в психоанализ” Фамилия, и.о. студента

    Влияние Фрейдизма особенно проявилось в социальной психологии, этнографии, литературоведении и художественной критике.

    Психоанализ как метод лечения. Философские и естественнонаучные предпосылки психоанализа. Развитие и распространения теории и практики психоанализа. Классическая форма психоанализа З. Фрейда. История психоанализа в России, обзор судеб его сторонников.

    Психоанализ является своеобразным "мостом" между психиатрией и психологией: он не специализируется на лечении психически больных людей, но разбирает случаи, неподвластные психологии. Основы психоаналитической деятельности, виды ошибочных действий.

    Для чего нужна психотерапия. Цели и ожидания от психотерапии. Правила отношений терапевта и клиента.

    Понятие конформизма, его сущность и особенности, история открытия и изучения, современное состояние изученности. Национальные стереотипы и попытки их исследования. Порядок изменения уровня конформности в зависимости от различных внешних факторов.

    Знакомство с теорией, практикой и спецификой психоаналитически-ориентированной психотерапии, ее технические приемы. Анализ понятия "Первой Встречи", его роли в сборе информации (анамнезе), диагностических, прогностических и психотерапевтических функциях.

    С сайтов www.dotu.ru www.ndkb.h1.ru можно взять много материалов по философии, истории, социологии, экономике, теории управления Кое-что о Зигмунде Фрейде и его психоанализе

    Деонтология и этика врачебной деятельности. Искусство беседы и психологическое воздействие врача на пациента. Взаимоотношения между врачом и пациентом, основанные на доверии, поддержке, понимании, сочувствии, уважении как залог успешного лечения.

Предмет изучения медицинской психологии

По направленности психологических исследований можно выделить общую и частную медицинскую психологию.

Общая медицинская психология изучает общие вопросы и включает в себя следующие разделы:

1.Основные закономерности психологии больного человека, психологии медицинского работника, психологии общения медицинского работника и больного, психологический климат отделения.

2. Психосоматические и соматопсихические взаимоотношения, то есть психологические факторы, влияющие на болезнь, изменение психологических процессов и психологического склада личности под влиянием болезни, влияние психических процессов и особенностей личности на возникновение и протекание болезни.

3. Индивидуальные особенности человека и их изменения в процессе жизни.

4. Медицинскую деонтологию и биоэтику.

5. Психогигиену и психопрофилактику, то есть роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболевания.

6. Психологию семьи, психогигиену лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический). Психологию брака и половой жизни.

7. Психогигиеническое обучение, психотренинг взаимоотношений врача и больного.

8. Общую психотерапию.

Частная медицинская психология изучает:

1. Особенности психологии конкретных пациентов при определенных формах болезней, в частности при пограничных нервно-психических расстройствах, различных соматических заболеваниях, наличии дефектов органов и систем;

2. Психологию пациентов при подготовке и проведении хирургических операции и в послеоперационный период;

3. Медико-психологические аспекты трудовой, военной и судебной экспертизы;

4. Психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.);

5. Психику больных алкоголизмом и наркоманией;

6. Частную психотерапию.

Задачи медицинской психологии:

    психокоррекционная работа (психотерапия)

    психогигиена

    психологическая экспертиза, связанная с социальной и трудовой реабилитацией больных

    лечебно-диагностического и лечебно-реабилитационного.

Лечебно-диагностический блок включает в себя патопсихологическую, нейропсихологическую, соматопсихологическую, психофизиологическую, социально-психологическую диагностику.

Лечебно-реабилитационный блок включает психотерапевтические, психокоррекционные, психопрофилактические и социотерапевтические мероприятия.

Основные методы исследования в медицинской психологии:

    наблюдение за поведением пациента,

    эксперимент: лабораторный и в естественных условиях,

    анкетирование - анкетный опрос

    беседа с пациентом (сбор фактов о психических явлениях в процессе личного общения),

    интервью,

    исследование продуктов деятельности пациента (письма, рисунки, дневники, поделки и т.п.)

    клинические диагностические тесты.

Наблюдение:

Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путём прямого наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее наблюдение , или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения.

Стандартизированное наблюдение заранее определено и чётко ограничено в плане того, что наблюдается, ведётся по предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

Включенное наблюдение характеризуется непосредственным участием наблюдателя в исследуемом процессе.

Стороннее наблюдение не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Опрос – это метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и больших затрат времени на проведение исследования.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространённая его форма – это анкета. Но её недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание её вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определёнными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

Стандартизированный опрос – при нём вопросы и характер ответов на них обычно ограничены узкими рамками, он более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Тесты предполагают чёткую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно проверенных с точки зрения их валидности и надёжности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Проективный тест – в его основе лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.

Наиболее распространенные тесты для исследования личности

Метод исследования уровня притязаний. Методика используется для исследования личностной сферы больных. Больному предлагают ряд задач, пронумерованных по степени сложности. Испытуемый сам выбирает посильную для себя задачу. Экспериментатор искусственно создает ситуации успеха-неуспеха для больного, при этом анализирует его реакцию в этих ситуациях. Для исследования уровней притязаний можно использовать кубики Кооса.

Метод Дембо-Рубинштейн. Используется для исследования самооценки. Испытуемый на вертикальных отрезках, символизирующих здоровье, ум, характер, счастье, отмечает, как он оценивает себя по этим показателям. Затем отвечает на вопросы, раскрывающие его представление о содержании понятий “ум”, ”здоровье” и т.д.

Метод фрустрации Розенцвейга. С помощью этого метода исследуются характерные для личности реакции в стрессовых ситуациях, что позволяет сделать вывод о степени социальной адаптации.

Метод незаконченных предложений. Тест относится к группе вербальных проективных методов. Один из вариантов этого теста включает 60 незаконченных предложений, которые испытуемый должен закончить. Эти предложения могут быть разделены на 15 групп, в результате исследуются отношения испытуемого к родителям, лицам противоположного пола, начальству, подчиненным и т.д.

Тематический аперцептивный тест (ТАТ) состоит из 20 сюжетных картин. Испытуемый должен составить рассказ по каждой картине. Можно получить данные о восприятии, воображении, способности осмысливать содержание, об эмоциональной сфере, способности к вербализации, о психотравме и т.д.

Метод Роршаха. Состоит из 10 карт с изображением симметричных одноцветных и полихромных чернильных пятен. Тест используется для диагностики психических свойств личности. Испытуемый отвечает на вопрос, на что это может быть похоже. Формализация ответов проводится по 4 категориям: расположение или локализация, детерминанты (форма, движение, цвет, полутона, диффузность), содержание, популярность-оригинальность.

Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI). Предназначен для исследования свойств личности, особенностей характера, физического и психического состояния испытуемого. Испытуемый должен отнестись положительно или отрицательно к содержанию предлагаемых в тесте утверждений. В результате специальной процедуры строится график, на котором изображено соотношение исследуемых личностных особенностей (ипохондрии – сверхконтроля, депрессии – напряженности, истерии – лабильности, психопатии – импульсивности, гипомании – активности и оптимизма, мужественности – женственности, паранойи – ригидности, психастении – тревожности, шизофрении – индивидуалистичности, социальной интроверсии).

Подростковый диагностический опросник. Используется для диагностики психопатий и акцентуаций характера у подростков.

Тест Люшера. Включает в себя набор из восьми карт - четыре с основными цветами (синий, зеленый, красный, желтый) и четыре с дополнительными (фиолетовый, коричневый, черный, серый). Выбор цвета в порядке предпочтения отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, его настроение, функциональное состояние, а также наиболее устойчивые черты личности.

Эксперимент – при нём целенаправленно и продуманно создаётся искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Эксперимент позволяет надёжнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.

Естественный эксперимент – организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.

Лабораторный эксперимент – предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Моделирование - создание искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Математическое моделирование представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.

Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.

Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.методы : 1 - метод клинической направленной беседы, 2 - метод наблюдения 3 - эксперимент 4 – психодиагностическое обследование 4. Методы медицинской психологии Метод ... .3 Предмет , задачи медицинской психологии Табл...

  • Понятие социальной психологии . Предмет , задачи и структура социальной психологии . Место социальн

    Лекция >> Психология

    ... психологии . Предмет , задачи и структура социальной психологии . Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет социальной психологии . Социальная психология ... Военно-медицинской академии. ... на предмет социальной психологии , методы этой...

  • Предмет , задачи и структура юридической психологии

    Учебное пособие >> Психология

    ... психологии . Предмет , задачи и структура юридической психологии . Междисциплинарные связи. Методология и методы юридической психологии . История юридической психологии . Правовая психология и правосознание. Психология ... ; б)с медицинской психологией , которая...

  • Предмет и методы социальной психологии . Отрасли социальной психологии

    Реферат >> Психология

    Предмет и методы социальной психологии . Отрасли социальной психологии . Предметом исследования в... осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач , и эмоциональной, связанной с... Так, если говорить не о медицинской практике, а о случаях...

  • Основными техниками РЭПТ является целый ряд когнитивных, эмоциональных и поведенческих техник:

    § обучение "азбуке" РЭПТ - научение клиента основным теоретическим идеям РЭПТ, чтобы он мог самостоятельно пользоваться её положениями а также приложение этих идей к случаю клиента. Включает также обучение принятию ответственности за свои иррациональные взгляды.

    § дискутирование (оспаривание) иррациональных идей, взглядов, убеждений:

    § детекция дисфункциональных взглядов.

    § дискриминация - помощь клиенту в нахождении чётких различий между абсолютными (потребности, требования, императивы) и неабсолютными (предпочтения, желания, мечтания, планы) ценностями, ᴛ.ᴇ. между иррациональными, нездоровыми взглядами и убеждениями и здоровыми рациональными убеждениями.

    § дебатирование об (по сути - деконструкция) иррациональной идее, с целью - чтобы клиент отказался от неё.

    § библиотерапия (чтение материалов, книг по самопомощи);

    § прослушивание аудиозаписей с записями лекций по РЭПТ-терапии и терапевтических сеансов, а также своих собственных дискуссий по поводу своих иррациональных идей (дискутирование на запись - начать с иррациональной идеи, а затем рационально и с силой оспаривать эту идею до тех пор, пока рациональный голос не победит дисфункциональный, и пока чувства не изменятся соответствующим образом);

    § проведение РЭПТ с другими для помощи близким, но прежде всœего - с целью самому лучше овладеть навыками и методами РЭПТ, а также избавиться от ряда собственных иррациональных взглядов и убеждений;

    § семантические методы:

    § техники определœения, цель которых - помочь клиенту использовать язык менее разрушительным образом (К примеру, вместо "я не могу..", "я ещё не научился...").

    § техники "за" и "против" - в которых клиентов побуждают перечислять как негативное, так и позитивное о конкретных понятиях, чтобы противостоять привычке замечать только позитивные (или негативные) её аспекты, и игнорировать противоположные её аспекты (к примеру в случае с курением).

    § эмоциональная установка на безусловное принятие;

    § юмористические методы - используются для борьбы с преувеличением и "ужастификацией" - они сводят некоторые идеи клиентов к абсурду, показывая, насколько эти идеи противоречивы и нелœепы. "Согласно теории РЭПТ, иррациональные идеи, которые люди усваивают и при помощи которых создают себе эмоциональные проблемы, обычно возникают, когда они придают должное значение и уделяют внимание своим желаниям и предпочтениям (что является рациональным), а затем идут дальше и существенно преувеличивают их значимость. Οʜᴎ воспринимают всё чересчур серьёзно.");

    § самораскрытие (психолог признаётся клиенту, что сам сталкивается с похожими проблемам, и рассказывает об опыте их преодоления);

    § ʼʼоставайся тамʼʼ - вынести хронический дискомфорт в неприятной ситуации;

    § вести себя так, как будто клиент уже мыслит рационально;

    § техники воображения

    § рационально-эмоциальное воображение. Воображении социальной или реальной ситуации неудачи, в которой у клиента/клиентки обычно появляются иррациональные мысли, чувства или поведение, и следующее за этим перестаривание воображения таким образом чтобы почувствовать здоровые (вместо иррациональных и патологичеких) чувства.

    § метод временной проекции (вместо прямого оспаривания дисфункциональных убеждений, клиента побуждают представить что с ним будет через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время после "ужасного" события, помогая, таким образом, опосредованно изменить иррациональное верование, так как клиент может "увидеть" что после этого "ужасного" события, он сможет оправиться от него, начать двигаться дальше к своим целям и создавать новые цели).

    § гипноз;

    § небольшие нарушения социальных правил, с целью преодоления стыда (к примеру, "глупости", типа выкрикиывавния названий остановок в метро, пения песен на улицах во весь голос, разговоры с незнакомцами на улицах и в общественных местах, для поддержания с ними беседы, попытки договориться с незнакомцем о чём-нибудь и т.д.). Основной эффект данной техники связан с постепенным обретением опыта - важно большое количество попыток с небольшими продвижениями вперёд, что позволит в итоге преодолеть стыд;

    § поддерживающие, энергичные самовнушения - повторение рациональных утверждений с чувством и силой для того, чтобы начать их твёрдо чувствовать, убедиться в их справедливости, а также для того, чтобы они интернализовались;

    § формулирование рациональных утверждений;

    § безусловное самопринятие - учит клиента полностью принимать себя в любых условиях и оценивать только свои отдельные черты или поступки и никогда - свою тотальность, свою сущность, своё я. Плохим должна быть что-то, к примеру поведение человека, но никогда не сам человек;

    § ролевые игры, в ходе которых развиваются социальные умения и рефлексируются различные недостаточно осознаваемые чувства, а также небольшие обращения к самому/самой себе вызывающие некоторые негативные чувства, с целью их изменения.

    § когнитивная домашняя работа.

    Используемые терапевтические методы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Используемые терапевтические методы" 2017, 2018.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: