Ключевые компетенции и дополнительное образование. Доклад "совершенствование педагогических компетенций педагога дополнительного образования Методическая компетентность педагога доп образования художественного профиля

Цели и задачи методической поддержки профессионального становления педагога дополнительного образования

Методическая поддержка педагогов дополнительного образования является средством стимулирования роста их компетентности, повышения его профессионального мастерства, развития творческой инициативы, овладения передовым педагогическим опытом.

Профессиональный рост в идеале должен осуществляться непрерывно и подтверждаться на различных этапах аттестации.

Задачи проведения аттестации

определить уровень теоретических и методических знаний;

выявить уровень профессионального мастерства, достигнутый после получения предыдущей квалификационной категории;

определить соответствие уровня квалификации целям и задачам непрерывного воспитания детей и молодежи, дополнительного образования детей и молодежи;

выяснить способность и потребность педагога в рефлексии собственной педагогической деятельности;

содействовать реализации непрерывного профессионального развития педагога в сфере воспитания дополнительного образования детей и молодежи.

В ходе методической поддержки педагогов формируются, а в ходе аттестации оцениваются общепедагогические и специальные знания и умения , творческий потенциал педагога, а именно:

Компетенции педагога дополнительного образования, которые оцениваются в процессе аттестации

1) знание теоретико-методологических основ и тенденций развития теории воспитания, современных тенденций в педагогической науке, концептуальных и программных основ воспитания и обучения в дополнительном образовании;

2) реализация целей непрерывного воспитания, педагогической поддержки творческого развития детей и молодежи;

3) умение работать с нормативно-правовыми актами в сфере воспитания и дополнительного образования детей и молодежи;

4) владение методикой дополнительного образования детей и молодежи по профилю, передовым опытом в рамках своей деятельности;

5) знание конкретных проблем непрерывного воспитания, дополнительного образования детей и молодежи в соответствии со спецификой учреждения, умение работать по их разрешению;

6) аналитико-рефлексивный уровень педагога;

7) владение методами воспроизводства педагогических знаний и умений;

8) использование современных форм работы с учащимися, опирающихся на новейшие достижения в информационных технологиях, организации труда;

9) социально-личностные компетенции педагога.

Профессиональный уровень компетенций педагога дополнительного образования в соответствии с категорией представлен в Таблице 1.

Таблица 1. Характеристики компетенций педагога дополнительного образования в соответствии с квалификационной категорией

Определяемый показатель

Высшая

Знание теоретико-методологических основ и тенденций развития теории воспитания и педагогики дополнительного образования, современных тенденций в педагогической науке

Знает концептуальные основы непрерывного воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, умеет транслировать цель воспитания в конкретную педагогическую практику в дополнительном образовании детей и молодежи

Ориентируется и сопоставляет положения отдельных направлений (школ) теории воспитания, концептуальные основы развития дополнительного образования детей и молодежи. Применяет их положения на практике с учетом специфики учреждения, профиля и направления объединения по интересам

Осуществляет моделирование и проектирование развития дополнительного образования детей и молодежи в рамках профиля или направления, осуществляет инновационную деятельность по апробации теоретических разработок в сфере воспитания, дополнительного образования детей и молодежи

Реализация целей непрерывного воспитания и поддержки творческого развития учащегося в дополнительном образовании детей и молодежи

Осуществляет конструктивное педагогическое взаимодействие с различными категориями учащихся и их законными представителями

Осуществляет конструктивное педагогическое взаимодействие с различными категориями учащихся и их окружением. Создает благоприятные условия для успешной социализации личности учащихся, развития

учащихся различных групп.

Осуществляет конструктивное социально-педагогическое взаимодействие с различными категориями учащихся и их окружением. Создает благоприятные условия для социализации личности учащихся.

Стимулирует социальное развитие личности учащегося.

Осуществляет педагогическую поддержку образовательно-профессионального самоопределения в условиях объединения по интересам.

Работа с нормативно-правовыми актами в сфере воспитания и дополнительного образования детей и молодежи

Знает и выполняет требования нормативно-правовых актов, регламентирующих воспитание и обучение в дополнительном образовании детей и молодежи

Реализует воспитание и обучение в соответствии с нормативно-правовыми актами с учетом конкретных условий учреждения образования, профиля и направления объединения по интересам

Организовывает и внедряет инновационные модели воспитания и обучения в соответствии с основными направлениями социальной политики Республики Беларусь, отраженными в нормативно-правовых актах

Владение методикой дополнительного образования детей и молодежи, воспитательной работы.

Владеет основами методики воспитательной работы, методикой дополнительного образования по профилю и направлению объединения по интересам

Владеет методикой воспитательной работы, психолого-педагогическими методами творческого развития личности, методами диагностики способностей ребенка, методикой дополнительного

образования по профилю и направлению объединения по интересам.

Применяет их на практике.

Владеет методикой воспитательной работы, психолого-педагогическими методами творческого развития личности, методикой дополнительного

образования по профилю и направлению объединения по интересам. Применяет их на практике.

Знание конкретных проблем воспитания и обучения в дополнительном образовании детей и молодежи, умение работать по их разрешению

Осуществляет деятельность по формированию личности и среды в учреждениях образования в соответствии со спецификой учреждений.

Осуществляет решение отдельных проблем педагогической коррекции поведения учащихся

Решает проблемы профилактики отклонений, содействует социальной адаптации личности учащегося.

Осуществляет педагогическую диагностику развития учащихся в объединениях по интересам, выявляет проблемы обучения и воспитания.

Осуществляет широкий спектр направлений работы по формированию личности учащихся, участвует в реализации направлений непрерывного воспитания, педагогической профилактике, коррекции, содействии социальной адаптации образовательно-профессиональному самоопределению учащегося, содействует профильному обучению в основном образовании).

Аналитико-рефлексивный уровень

Знает и умеет применить общие методы научного анализа.

Способен к оценке ситуаций и результатов педагогического взаимодействия с учащимися и их законными представителями.

Осуществляет самоконтроль педагогической деятельности; планирует реализацию задач обучения и воспитания; организует педагогический процесс и развитие способностей ребенка, стимулирует творческую деятельность учащихся.

Способен всесторонне оценить ситуации и результаты педагогического взаимодействия.

Осуществляет самоконтроль деятельности на основе рефлексии опыта и диагностики достижений учащихся; планирует подбор средств и методов для создания развивающей среды; организует управление саморазвитием учащегося.

Способен к всесторонней оценке и рефлексии педагогической деятельности, системному анализу и экспертизе опыта коллег, системной передаче и распространению педагогического опыта. Умеет моделировать, проектировать педагогическую деятельность. Применяет навыки проектирования, моделирования, научного анализа и исследовательской оценки в работе.

Планирует стратегию развития детского коллектива и способностей детей; организует развивающую и воспитывающую среду, стимулирующую творческий и личностный рост учащихся.

Владение методами воспроизводства педагогических знаний и умений

Анализирует научную и учебно-методическую литературу, осуществляет самообучение, использует современные методы получения знаний и их передачи в процессе профессионального общения с коллегами.

Владеет широким спектром научно-исследовательских педагогических методов, и возможностью применения их с целью составления прогноза развития личности и среды.

Владеет методикой проведения

научно-практических семинаров по специальности.

Умеет готовить аналитические материалы (доклады, аналитические и информационные отчеты, материалы к научно-практическим конференциям и семинарам).

Готовит доклады, презентации для педагогического коллектива, специалистов и родителей.

Владеет методикой проведения открытых занятий для педагогов по специальности. Готовит выступления, презентации для педагогического коллектива, специалистов и родителей.

Владеет широким спектром методик проведения учебной и научно-методической работы со специалистами в области дополнительного образования детей и молодежи. Способен эффективно оперировать и преподносить накопленные знания и опыт, научно-обосновано и методически целесообразно информировать о современных достижениях в дополнительном образовании детей и молодежи.

Знание и применение информационных технологий

Владеет современными средствами коммуникации. Пользуется современными информационными ресурсами в поиске информации, деловой переписке и т.п.

Умеет обрабатывать, накапливать и обобщать информацию, создавать банки данных с помощью современных информационных технологий

Умеет применять современные информационные технологии в обработке и систематизации научно-исследовательской и деловой информации, использовать её в различных видах анализа педагогической деятельности

Знания и умения в организации труда в сфере педагогической деятельности

Использует имеющиеся средства и оборудование в осуществлении педагогической работы.

Планирует рациональное использование имеющегося оборудования (аудио-, видео-, интернет-ресурсов) в целях совершенствования деятельности объединения по интересам, методической работы, обобщения и распространения передового педагогического опыта

Консультирует специалистов по организации рабочих мест в соответствии с требованиями научной организации труда. Разрабатывает программы экономного и рационального использования ресурсов учреждения образования в целях организации деятельности в объединениях по интересам

Социально-личностные компетенции

Обладает знаниями о профессиональных этических нормах, владеет высоким уровнем гражданской культуры, эмпатийности, готовности к разрешению кризисных ситуаций в профессиональной деятельности, адекватной оценкой собственной профессиональной деятельности, ответственности за ее результаты, навыками ответственного отношения к собственному здоровью

Обладает знаниями и навыками о формировании благоприятной профессионально-культурной среды жизнедеятельности, навыками конструктивного профессионального общения в педагогическом коллективе и с родителями учащихся. Умеет устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения со всеми участниками образовательного процесса

Обладает знаниями о направлениях и способах формирования корпоративно-значимых качеств у членов педагогического коллектива, создания профессиональной команды в осуществлении социального воспитания и социально-педагогической поддержки, формирования педагогических целей и стимулов к их реализации

Аттестационные материалы для итогового собеседования при аттестации педагога дополнительного образования готовятся на основании документов, представленных в Таблице 2.

Таблица 2. Документы аттестационных материалов для итогового собеседования при аттестации педагога дополнительного образования

Отчет о самообразовании (на текстовом носителе).

Отзыв-характеристика руководителя методического объединения учреждения образования о ведении необходимого делопроизводства, использовании нормативной правовой базы, организации труда (на текстовом носителе)

Отчет о самообразовании за период после предыдущей аттестации (на текстовом носителе).

Программа объединения по интересам (соответствующая требованиям, предъявляемым к программам объединений по интересам детей и молодежи).

Портфолио.

Анализ проведенного открытого занятия.

Портфолио

Анализ и обобщение актуального направления собственной профессиональной деятельности (обобщенный опыт работы по актуальному направлению на текстовом и электронном носителе).

Анализ проведенного открытого занятия.

Анализ ведения планирующей и учетно-отчетной документации (планов и отчетов, иной профессиональной документации, выполнения требований нормативных правовых актов в профессиональной деятельности), организации труда с применением современных информационных технологий. (Осуществляет заместитель руководителя учреждения или руководитель методического объединения. Предоставляется на бумажном носителе).

Анализ методической, проектной, просветительской деятельности педагога, организации взаимодействия с родителями учащихся, педагогами учреждений основного образования, иных направлений профессиональной деятельности. (Осуществляется методическими службами, руководителями методических объединений и предоставляется на текстовом носителе).

Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования с учетом современных тенденций и ценностей образования

Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуются возрождением интереса к воспитательному и образовательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга.

Основными задачами дополнительного образования являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, оптимистической перспективы и приподнятости.

Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении, ориентирована на личность ребенка и развитие его творческой активности. Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. По сути дела, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в основной системе образования. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность. Дополнительное образование школьников реализуется руководителями различных творческих объединений по интересам.

Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка.

Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования. Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остаётся именно педагог, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта которого зависит качество образования. Сегодня в РФ насчитывается 18 тысяч учреждений дополнительного образования.

В задачи педагога дополнительного образования входит руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся в области дополнительного образования, организация внеурочной работы с воспитанниками в школе.

Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования.

Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

    быть чутким и доброжелательным; понимать потребности и интересы детей; иметь высокий уровень интеллектуального развития; обладать широким кругом интересов и умений; быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей; быть активным; обладать чувством юмора; располагать творческим потенциалом; проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.

Развитие профессионализма, или профессионализация педагога, - целостный непрерывный процесс становления личности специалиста. Процесс профессионализации - лишь одно из направлений развития личности, в рамках которого разрешается специфический комплекс противоречий, присущих социализации личности в целом.

С момента выбора профессии ведущим противоречием профессионализации становится степень соответствия личности и профессии, что является главным условием высокого профессионального мастерства любого специалиста. Причем личностный склад может быть благоприятен для одного вида деятельности и совершенно не подходить для другого.

Процесс профессионализации проходит несколько стадий, в ходе которых осуществляется взаимное согласование и выработка определенных способов выполнения личностью профессиональных требований. О творческом отношении человека к выполнению им профессиональной деятельности свидетельствует тот факт, что специалист не только применяет свои способности, добиваясь тем самым успешности в деятельности, но и активно относится к делу, в результате чего вносит изменения в саму деятельность. Только в этом случае возможно введение инноваций со стороны специалиста. Проявляется не только прямая зависимость способностей и деятельности, но и обратная, когда способности человека оказывают влияние на деятельность и вызывают в ней изменения.

Специалисты в области психологии труда разработали конкретные положения, характеризующие соответствие личности профессии. Выделяют следующие особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности:

    способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества; знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт; склонность и желание работать, иначе - воля и мотивация. Следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.

Надо учитывать и некоторые другие признаки профессиональной пригодности человека к деятельности, значительное развитие которых свидетельствует о высоком профессионализме работника. Это необходимая скорость работы, точность работы, безвредность работы для психофизиологического состояния организма человека, когда нет истощения сил и человек восстанавливает свою работоспособность после отдыха.

Важно и наличие у специалиста позитивной оценки себя как профессионала при высокой экспертной оценке со стороны коллег через публичные благодарности, грамоты, признание руководителей и т. д. Чем ниже самооценка, тем потребность во внешних знаках внимания и признании выше, и тем, как правило, ниже профессионализм. Высокая экспертная оценка является показателем профессионализма человека. Критериями этого могут быть консультации коллег по профилю специалиста. Частота обращений к работнику по проблематике, связанной с его профессиональной деятельностью, может также служить признаком профессионализма человека.

Немаловажную роль играет способность специалиста адаптироваться к неблагоприятным условиям деятельности, а также его социализированность в целом. Развитый интеллект может остаться только потенциальной возможностью человека, если личностные качества не позволяют его применять. Например, человек может обладать высоким уровнем развития способностей, но конфликтные особенности личности не позволяют ей эффективно реализоваться. К последним относятся постоянное подсчитывание того, кто сколько времени отработал, кто сколько получил за это, претензии в очередности получения социальных благ, стремление установить очередность в отношении каких-либо мероприятий. Это так называемые спорщики, которые скорее реализуют во вне свое внутреннее напряжение, нежели действительно попытаются предложить решение проблемы. Их личная позиция чаще всего пассивного характера, т. е. дальше возмущения дело не идет.

Учеными установлено, что удовлетворенность трудом активно влияет на эффективность профессиональной деятельности, а именно: чем выше удовлетворенность содержанием и условиями профессиональной деятельности, тем выше эффективность труда человека. Следовательно, от человека всегда всем недовольного, возмущающегося и критикующего, ожидать высокого профессионализма не приходится. При этом человек относит себя к категории удовлетворенных или не удовлетворенных деятельностью, используя систему субъективных критериев. Строгость этих критериев зависит от уровня притязаний личности. При прочих равных условиях удовлетворенность трудом будет тем выше, чем ниже уровень притязаний.

Внешнее поведение и состояние человека во многом зависит от внутреннего и им регулируется. Поэтому очень важно уметь сохранять и поддерживать здоровое психическое состояние, тем более что деятельность педагога подвержена сильным стрессовым нагрузкам. Об исключительной пластичности нашей нервной системы писал. Ученый отмечал, что она в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая. Но для того, чтобы все это осуществлялось, необходимо в данном направлении предпринимать какие-то действия. Пяти - десятиминутная тренировка центральной нервной системы должна стать для учителя (и педагога дополнительного образования) делом привычным, как утренняя гимнастика.

Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности.

Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать педагога д/о, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

    работа в методических объединениях, творческих группах; исследовательская деятельность; освоение новых педагогических технологий; различные формы педагогической поддержки; активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях; обобщение собственного педагогического опыта; использование ИКТ.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

    самоанализ и осознание необходимости; планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения); самопроявление, анализ, самокорректировка.

В педагогической литературе часто используются и уже „устоялись ” термины компетенция , компетентность.

Широкое применение терминов компетенция , компетентность связано с необходимостью модернизации содержания образования. В Стратегии модернизации содержания общего образования отмечается: „…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, и навыков сама по себе. Речь идёт о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах”.

Лексическое значение понятия „компетентный ” в словарях трактуется как „осведомлённый, авторитетный в какой-либо области.” А компетенцию „Толковый словарь русского языка”определяет как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: , и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

    управленческий аспект: как педагог анализирует, планирует, организует, контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися; психологический аспект: как влияет личность педагога на учащихся, как он учитывает индивидуальные способности учащихся; педагогический аспект: с помощью каких форм и методов педагог ведёт обучение школьников.

Регулировать свое психическое состояние можно следующим образом:

1. Саморегулировать эмоциональные состояния, например, через внешнее проявление эмоций. Эмоциональное напряжение пойдет на убыль, если внимание человека переключится от причины эмоций на их проявление - выражение лица, позу и т. д. Обозначение эмоционального состояния словами и разговор о том, как оно протекает, также способствуют снижению напряжения. А вот разговор о причине появления состояния только усиливает эмоциональные переживания.

2. Уметь управлять своей мимикой. Это и расслабление мышц лица, и мимическая гимнастика перед зеркалом, и простое изображение “рож” перед зеркалом.

3. Управлять тонусом скелетной мускулатуры. Сюда относятся тренинговые упражнения на расслабление мускулатуры, занятия спортом.

4. Управлять темпом психических процессов. Применение комплексов дыхательных упражнений.

5. Осознанно создавать ситуации для психической разрядки. Это могут быть игры, прогулки, хобби-всё, что может помочь восстановить душевное равновесие.

Таким образом, профессионализм педагога, являясь важным фактором развития личности ребёнка, должен обязательно сочетаться с его физическим и психическим здоровьем.

К профессионально значимым качествам педагога относятся:

    педагогическая направленность - важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии; педагогическое целеполагание - умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий; педагогическое мышление - овладение системой средств решения педагогических задач; педагогическая рефлексия - способность педагога к самоанализу; педагогический такт - отношение к ребёнку как главной ценности.

И ещё одним важным дополнением к педагогу д/о является умение стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности учащихся. В системе дополнительного образования акцент делается не столько на объяснение детям того или иного предметного знания, сколько на развитии их интереса к расширению индивидуально значимого знания. Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Таким образом, компетентность педагога дополнительного образования - это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

Выступление

Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования с учетом современных тенденций и ценностей образования

Подготовила:

Директор МБОУ ДОД МО

Плавский район «ДЭЦ»

Плавск 2012г.

ВВЕДЕНИЕ

1. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Методология исследования проблемы развития профессиональной компетентности учителей в общеобразовательной школе

1.2 Концептуальные основы управления развитием профессиональной компетентности педагогов в общеобразовательном учреждении

1.3 Формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональной компетентности педагога в общеобразовательном учреждении.

2. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

2.1 Методическое сопровождение и коллективное управление процессами функционирования и развития школы, управления развитием профессиональной компетентности учителей

2.2 Анализ системы деятельности школы по управлению развитием профессиональной компетентности педагогов

2.3 План методической работы школы как система управления развитием профессиональной компетентности педагогов в общеобразовательном учреждении

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Разносторонние процессы социального переустройства, обновления гуманитарной практики, реформирование общеобразовательной школы требуют от учителя концентрации интеллектуальных ресурсов для удовлетворения социальных запросов. Именно педагоги, способные к продуктивной творческой деятельности, управлению развитием учебно-воспитательного процесса, собственной профессиональной компетентности, способны удовлетворить потребности общества в самоактуализирующейся и саморазвивающейся личности выпускника школы.

Поэтому в общеобразовательных школах важно создать условия для становления педагога-профессионала, способного к исследованию и управлению педагогической деятельностью, владеющего инструментарием диагностики процесса и результатов собственного труда, способами обоснования путей и средств его коррекции и дальнейшего совершенствования.

Развитие профессиональной компетентности учителей, создание условий для становления творчески мыслящей личности учащегося -- проблема, оказывающая непосредственное влияние на успешное функционирование школы.

Проблема профессионализма вообще и профессиональной компетентности в частности рассматривается как одна из центральных в психолого-педагогических исследованиях. В настоящее время наука располагает определенным объемом знаний, использование которых в педагогической деятельности является важным условием становления профессионально компетентного педагога, педагога-исследователя, способного совершенствовать учебно-воспитательный процесс, направлять его на решение задач личностного становления и развития как учащихся, так и самого педагога.

Требования к организации деятельности по профессиональному со-вершенствованию педагогов рассматриваются, и др. Изучение профессионально компетентного учителя в зависимости от его творческих способностей раскрывается в трудах, и др. Кроме того, сущность педагогического творчества характеризуется и обосновывается, -Каликом, и др. Пути формирования профессиональной компетентности педагога, система стимулирования его педагогического творчества обосновываются также, и др.

Вместе с тем, несмотря на важность характеризуемой проблемы, в науке и практике уделяется недостаточное внимание управлению развитием

профессиональной компетентности педагога в условиях образовательных учреждений, что обусловило выбор темы исследования.

Цель исследования: разработка системы управления развитием профессиональной компетентности учителя.

Задачи исследования , исходя из его цели, были сформулированы следующим образом:

1. Исследовать проблему развития профессиональной компетентности педагогов в общеобразовательном учреждении.

2. Определить концептуальные основы управления развитием профессиональной компетентности педагогов в общеобразовательном учреждении.

3) Классифицировать формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональной компетентности педагогов в общеобразовательном учреждении

4) Проанализировать состояние системы деятельности школы по управлению развитием профессиональной компетентности педагогов.

5) Разработать систему управления развитием профессиональной компетентности педагогов через преобразование традиционной методической службы в школе.

Объект исследования: профессиональная компетентность педагогов в общеобразовательном учреждении.

Предмет исследования: управление развитием профессиональной компетентности педагогов в общеобразовательном учреждении.

Методологической основой исследования является учение о ведущей роли деятельности в становлении личности, ее активности в процессе развития, идеи целостности субъективной реальности человека, рефлексивного характера процесса управления развитием, единства психолого-педагогической науки и практики в области становления профессионально компетентного педагога.

В процессе проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались методы : теоретического анализа философской и психолого-педагогической литературы; эмпирического анализа основополагающих документов о школе; изучения эффективного педагогического опыта; беседы; наблюдения; анкетирования; корреляционного анализа.

Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что:

· результаты исследования могут быть использованы в целях приближения функционирующей школы к развивающейся системе.

· результаты и выводы исследования также могут найти применение в различных образовательных системах- лицеях, гимназиях, колледжах.

1 РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Методология исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагога в общеобразовательном учреждении

Осуществление исследования предполагает выбор исследовательской позиции, определение подходов, принципов, методов, базовых категорий исследования.

Содержание полученного исследовательского материала, его интерпретация и выводы определяются характером методологического аппарата. Мы выделили общеметодологические, общепедагогические и частнопедагогические методологические основания. В качестве общеметодологических оснований нами избраны системный и деятельностный подходы, общепедагогического -- антропологический, частнопедагогического -- акмеологический подход.

Рассматривая объект с позиции системного подхода исследователь подвергает анализу внутренние и внешние связи и отношения объекта, все его элементы рассматриваются с учетом их места и функции в нем .

Основными принципами изучения органичного целого являются: восхождение от абстрактного к конкретному; выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия; единство анализа и синтеза, логического и исторического; синтез структурно-функциональных и генетических представлений об объекте.

Представляем характеристику принципов системного подхода, уточняющих его сущность.

Принцип целостности отражает специфику свойств системы, несводящуюся к сумме свойств ее элементов; зависимость каждого элемента, свойства и отношения внутри системы от его места и функции внутри целого. Целостность возникает на основе связей и отношений элементов системы. Уровень развития системы определяется ее целостностью.

Принцип структурности, позволяющий представлять (описывать) системы как структуры через раскрытие совокупности связей и отношений между ее элементами, обусловленность свойств системы характером элементарного состава, связями и отношениями в ней.

Принцип взаимозависимости внешних и внутренних факторов системы . Система формирует и проявляет свои свойства, взаимодействуя со средой, первопричины развития системы, как правило, лежат в ней самой.

Принцип иерархичности , предполагающий рассмотрение объекта в трех аспектах: как самостоятельной системы, как элемента системы более высокого уровня (масштаба), как системы более высокого иерархического уровня по отношению к ее элементам, представляемым, в свою очередь, как системы.

Принцип множественности описания системы, означающий необходимость создания множества моделей для описания системного объекта. При этом каждая из них раскрывает лишь определенный ее аспект. Моделирование -- ведущий метод системного исследования, по отношению к которому все методы выступают как частные.

Внешним источником рефлексивного развития человека остается объективный мир (природа, социум, культура). Именно через него осуществляется внешнее управление, и он является внешним механизмом развития человека.

Мышление как средство рефлексивного развития человека является высшей формой активности человека, состоящей в целенаправленном и обобщенном познании человеком существенных связей, отношений систем, окружающих его . Механизм мышления состоит в исследовании, творческом генерировании идей, в прогнозировании событий и действий. Мышление возникает и функционирует лишь в процессе постановки и решения теоретических и практических проблем. Динамические процессы в современном общественном развитии, реформирование образования требуют качественно нового мышления педагогов, чья функция состоит в обеспечении управляемого развития человека, групп людей, коллективов. Характеристиками такого мышления являются такие качества, как теоретическая смелость, целостный, системный подход к изучению педагогической действительности, отказ от стереотипов. Этот тип мышления сочетает преемственность и новаторство, плюрализм в выдвижении идей, альтернативные подходы к проблемам социальной практики и познания. В условиях перемен необходимы гибкость, подвижность, нестандартность мышления для осознания непрерывно меняющихся жизненных ситуаций.

Рефлексивная деятельность позволяет согласовать внутренние потребности, способности человека и внешние потребности общества, состояние общественного сознания. Таким образом, многообразное взаимодействие человека с природой, обществом, культурой, самим собой является механизмом его развития. Свойства мышления человека осознанно и бессознательно реализуются в деятельности.

Деятельность -- форма активности человека, выражающаяся в исследовательском, преобразующем и практическом отношении человека к миру, детерминирована индивидуальными, социальными и культурно-историческими факторами. В этой связи при проектировании деятельности, в том числе профессиональной педагогической деятельности, необходимо учитывать совокупность этих факторов.

Следует рассматривать индивидуальную, социальную формы деятельности и деятельность как коллективный способ бытия в коммуникации и мышлении.

Проблемам изучения фундаментальных основ индивидуальной деятельности посвящены исследования и, а также других исследователей .

Деятельность как культурный способ бытия человека представляет собой коллективно-распределенный способ культуротворчества. Именно в рамках такого способа деятельности культуру возможно рассматривать как процесс. Деятельность коллектива как социальной группы служит объединяющей все названные формы деятельности.

Коллектив -- социальная общность, объединяющая людей совместной целью (в ней согласованы внешние и внутренние цели его участников) и совместной деятельностью, предусматривающей индивидуальное участие в реализации общего дела и личную ответственность за него. В коллективе согласуются внутренние и внешние индивидуальные и социальные факторы деятельности. Именно в коллективе реализуется функция развития личностных качеств человека. Цели коллектива определяют его организационную структуру , которая может включать формальные и неформальные структуры.

Поскольку уровень развития индивидуальных потребностей, профессиональной компетентности, культуры могут не совпадать с требованиями реализации социальных целей, то возникает противоречие между индивидуальными и социальными целями.

Отсутствие свободы, возможности для самореализации, творчества ограничивают личностно-профессиональное развитие. В этой связи сочетание формальных и неформальных связей и отношений в профессиональных коллективах является источником развития его членов и коллектива в целом. Именно в профессиональной коммуникации, в которой происходит свободный обмен идеями, мнениями, человек закрепляет свои уникальные свойства, преумножает их, обретает новые, т. е. происходит его развитие. Для обеспечения наиболее благоприятных условий для развития необходимо, чтобы цели коллектива максимально совпадали с индивидуальными целями его членов.

Таким образом, степень развития человека определяется, с одной стороны, свободой человека, возможностью делать самостоятельный выбор на основе осознанного отношения к миру и себе, а с другой стороны -- способностью выполнять цели системы, в связи и отношения с которой он включен. Для реализации целей образовательной системы необходимо обеспечить, во-первых, соединение внешних и внутренних целей педагогов, во-вторых, развитие способов коллективной профессиональной деятельности.

Поскольку структура любой деятельности представляет единство теоретической (план замысла) и практической (план реализации) составляющих, то способ организации полной схемы деятельности -- рефлексивно-деятельностный.

В процессе жизнедеятельности человек, с одной стороны, овладевает основными средствами, знаниями и способами деятельности, запечатленными в культуре, с другой стороны, создает новые средства (свою культуру) и овладевает ими. В процессе личностного развития постоянно воспроизводится цикл: ценностная ориентация в пространстве и времени; системное, осознанное отражение окружающей действительности; взаимодействие посредством включения в разные системы деятельности; регуляция и саморегуляция.

Человек как саморазвивающаяся система может быть охарактеризован как личность, обладающая способностью к самоопределению, самоорганизации, самореализации, самоуправлению и самоанализу. Источниками развития этой системы являются как внешние свойства коллектива, так и внутренние -- человека. Механизмом развития является коммуникация в коллективе, индивидуальная деятельность в нем. Функции человека как саморазвивающейся системы реализуются посредством принципов саморазвития, целостности, целенаправленности, закономерности, непрерывности на основе сочетания управления по нормам (целям) коллектива и самоуправления по индивидуальным целям.

Для решения задач повышения эффективности педагогического процесса в школе, следует выделить абстрактные теоретические основания, перевести их в форму проектов педагогической деятельности, организовать освоение педагогами научного и практического инструментария их реализации, обеспечить управление реализацией созданных проектов и их экспертизу. Решение этих задач предполагает наличие соответствующей научной, организационно-управленческой и психолого-педагогической компетентности педагогического коллектива.

В качестве основных средств достижения целей образования выступают его содержание, технологии, а также профессиональная компетентность педагога. В новых условиях следует пересматривать содержание профессиональной компетентности, развивать его. Четкое понимание этой педагогической категории позволит организовать адекватные целям формирования новой профессиональной компетентности формы методической и научно-методической деятельности в школе, организовать реализацию системы мер по формированию и стимулированию развития профессиональной компетентности. Cущность понятия «формирование» в контексте нашего исследования правомерно определять как создание, составление, организацию, придание определенной формы, законченности . Сущность понятия «стимул» (от лат. stimulus, букв. -- остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало) рассматривается как побуждение к действию или побудительная причина поведения. Следовательно, стимулирование необходимо рассматривать как процесс ускорения деятельности с целью получения в ней заданного результата). Стимулирование -- это стержневая социально-психологическая функция управления, призванная поощрять и активизировать стремление учителя хорошо работать и добиваться более высоких результатов своего труда .

Для организации системы стимулирования развития профессиональной деятельности и компетентности необходимо учесть:

Самоопределение руководителей на развитие деятельности школьного коллектива;

Квалификацию руководителей в области управления преобразованиями;

Стиль общения в школьном коллективе;

Характер совместной деятельности в профессионально-педагогических группах и в детско-взрослых школьных группах;

Уровень педагогического мастерства и инновационной компетентности учителей;

Чутье педагогов к новому, способность к анализу инновационных процессов;

Наличие разнообразных форм творческой профессионально-педагогической деятельности;

Самоопределение педагогов на развитие собственной деятельности;

Принципы стимулирования творческой деятельности (по):

Учета индивидуального стиля творческой деятельности;

Личностной значимости творческого саморазвития;

Включенности педагога в творческое саморазвитие, в разнообразные формы профессионально-творческой деятельности и общения;

Единства и взаимосвязи педагогической диагностики и творческого саморазвития учителя;

Учета специфики творческого саморазвития учителя .

При отборе стимулов необходимо руководствоваться как возможностями отдельных стимулов, так и ограничениями их применения в конкретных ситуациях относительно каждого педагога .

Как отмечают исследователи проблемы, профессиональную компетентность (от лат. competens -- соответствующий, способный, сведущий) педагога правомерно рассматривать как высокий уровень его подготовленности, обусловленный знанием стратегии продуктивной педагогической деятельности, взаимодействующих в них структурных компонентов и критериев для измерения степени ее продуктивности. Это соответствующие знания и опыт педагога, способного антиципировать возможные результаты, диагностировать их, анализировать педагогическую ситуацию и моделировать более эффективную систему действий в процессе достижения искомых результатов, корректировать собственную деятельность и обосновать пути ее дальнейшего совершенствования . Данное определение профессиональной компетентности педагога характеризует ее как атрибут нормативно определенной практической педагогической деятельности. Изменение позиции педагога с предметной педагогической на полипредметную (педагогическая, конструкторская, проектировочная, управленческая) позицию в целостном образовательном процессе предусматривает рассмотрение профессиональной компетентности педагога как участника «педагогического производства», сферы образовательной деятельности. Профессиональная компетентность здесь рассматривается как многоуровневая система, включающая специальную, квалификационную (рефлексивную) и организационно-деятельностную компетентность. Она характеризуется «как результат освоения специальной (практической) деятельности, ее критериального анализа и механизма развития в процессе профессионального образования (вуз -- последипломное образование) и становления профессионализма в практической деятельности» .

Так, понимаемая профессиональная компетентность является атрибутом полной технологической схемы профессиональной деятельности, состоящей в самостоятельном выборе и построении абстрактных норм деятельности (подходов, принципов, ценностей, целей) на основе системного анализа социокультурной ситуации и педагогической действительности, создании идеальных и конкретных проектов учебного процесса на основе интерпретации абстрактных норм, разработке методических средств для их реализации, практическом воплощении разработанных проектов и рефлексии педагогического процесса и его результатов.

В этой связи актуально говорить о реализации принципа опоры на субъектный опыт при создании системы деятельности школы по формированию и стимулированию развития профессиональной компетентности. В педагогике и психологии понятие «опыт» употребляется в нескольких значениях: 1) опыт учебный -- система знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе организованного обучения и воспитания; 2) опыт -- знания, умения и навыки, приобретаемые детьми вне систематически организованного процесса обучения и воспитания: в общении между собой и со взрослыми, из неучебной литературы, из радио и телепередач и т. д.; 3) опыт (эксперимент) как один из приемов обучения состоит в практическом или теоретическом преобразовании условий, в которых протекает явление, с целью установления или иллюстрации определенного теоретического положения; 4) опыт педагогический -- система приобретенных преподавателем приемов обучения и воспитания, практическое их освоение и совершенствование в процессе работы.

Абстрактная модель педагогического опыта представлена. «Педагогический опыт -- это и практика педагогической деятельности человека, и ее результат, отражающий уровень овладения объективными ее закономерностями, достигнутый на определенном этапе исторического развития» 18, с. 149].

в определении педагогического опыта фиксирует его роль в управлении развитием педагогических систем. «Педагогический опыт, мысленно преобразованный и реконструированный, служит основой выдвижения гипотезы, моделью конечного преобразования педагогических систем, а также средством оценки, критерием истинности и действенности той или иной теоретической системы, показателем возможности реального, сбалансированного, комплексного использования разработанных на основе теории рекомендаций» .

Структура и методологическая инструментальность педагогического опыта отражена. «Педагогический опыт представляет собой целостную систему теории и практики: как методологический инструмент познания и как источник, метод и критерий функционирования и преобразования практики» .

Многоаспектный анализ понятия «педагогический опыт» позволяет рассматривать его: 1) как сумму знаний, умений, навыков, приобретенных учителем в практической педагогической деятельности; 2) как источник развития практики образования; 3) как фактор, обеспечивающий условия для становления и развития личностных качеств воспитуемого; 4) как один из важнейших источников развития педагогической науки; 5) как фактор развития педагогического мастерства .

В структуре профессиональной компетентности опыт зафиксирован в специальной компетентности в виде знаний, умений и навыков, в квалификационной компетентности в качестве способностей к рефлексии процесса и результата педагогической деятельности, в оргдеятельностной компетентности -- в способностях к управлению преобразованием собственной деятельности на основе рефлексивного анализа .

Изменение понимания профессиональной компетентности от атрибута предметной педагогической деятельности к характеристике ее как элемента полипредметной деятельности педагога требует введения различения этих понятий. В нашем исследовании мы оперировали рабочим понятием «Новая профессиональная компетентность», подразумевая под ним характеристику полипредметной деятельности педагога. А управление развитием профессиональной компетентности учителя рассматриваем как процесс создания условий для становления компетенций, соответствующих деятельности педагога как участника «педагогического производства».

В силу отмеченных характеристик современной трактовки понятия «профессиональная компетентность» следует подчеркнуть, что педагогу необходимо овладевать способами целеполагания на основе реконструкции, анализа и антиципации педагогической деятельности, создания проектов учебного процесса, рефлексивно-деятельностного управления их реализацией, диагностики, анализа и оценки эффективности собственной деятельности. Такие элементы индивидуальной профессиональной компетентности могут формироваться в разных формах кооперативной деятельности в педагогическом коллективе, где педагог имеет возможность не только овладеть способами решения задач практической педагогической деятельности, но и на основе сравнения личных целей, ценностей, способов деятельности, программ индивидуальной деятельности с таковыми у своих коллег, осуществить самоанализ деятельности, ее преобразование. Формирование и стимулирование развития профессиональной компетентности в коллективных формах деятельности обеспечивает развитие не только индивидуальной деятельности, но и коллективной. Следовательно, сформулированная профессиональная компетентность обеспечивает, с одной стороны, продуктивность педагогической деятельности, а с другой -- саморазвитие педагога. Коллективная же компетентность педагогического коллектива соответственно обеспечивает продуктивность функционирования школы, ее превращение в саморазвивающуюся систему.

Саморазвивающимися образовательными системами правомерно рассматривать такие из них, в которых происходят внутренние необратимые самопроизвольные изменения, направленные на достижение оптимального результата на основе разрешения противоречий (внутренних и внешних) .

1.2 Концептуальные основы управления развитием профессиональной компетентности педагогов в общеобразовательном учреждении

Применение системного подхода предполагает анализ ключевых понятий: педагогическая система, структура, средство, условие, выбор базовых понятий для создания системы управления развитием профессиональной компетентности учителей.

Известно, система представляет собой порядок в расположении и взаимосвязи действий, как нечто целое, представляющее собой закономерно расположенные и находящиеся во взаимной связи части. рассматривает систему с точки зрения применения ее в педагогических исследованиях как функционирующую структуру, деятельность которой подчинена определенным целям . определяет систему как комплекс элементов, находящихся во взаимодействии, как множество объектов вместе с отношениями между ними и их атрибутами .

Система представляет собой целостный объект, в котором устойчивый порядок взаимосвязи элементов образует внутреннюю структуру и комплекс элементов в ней находится во взаимодействии. Структура функционирующего объекта, обусловленная выдвигаемыми обществом целями, отражает характер взаимодействия системы с окружающими условиями .

Педагог -- основной компонент педагогических систем «школа», «педагогический процесс», «методический процесс», «инновационный образовательный процесс». В зависимости от базовых педагогических концепций практики образования меняется место, роль и характер педагогической деятельности. Мы выделили общие, исторически сложившиеся функции педагога и те, которые обусловлены спецификой культурно-исторической ситуации.

Предметом педагогики являются объективные законы конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений, а также реальная общественно-воспитательная практика формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса . Следовательно, предмет педагогики имеет двойственный характер: с одной стороны, она изучает закономерности воспитания, с другой -- практическое решение проблемы организации образования, воспитания, обучения .

Осуществляя педагогическую деятельность, учитель обеспечивает реализацию задач, связанных с организацией педагогического процесса в целом, учебно-познавательной деятельности учащихся, воспитательных отношений на основе соблюдения базовых законов и закономерностей педагогической науки. Учет закономерностей способствует оптимальному решению педагогических задач. Известно, что под закономерностью в общественных явлениях понимается объективно существующая, необходимая, повторяющаяся связь явлений и процессов, направленная на их развитие.

выделяет следующие основные закономерности учебного процесса 30, с. 264]:

Обучение закономерно зависит от потребностей общества, от его требований к всестороннему развитию личности, а также от реальных возможностей обучаемых;

Процессы обучения, воспитания и общего развития закономерно взаимосвязаны в целостном педагогическом процессе;

Процессы преподавания и учения закономерно взаимосвязаны в целостном процессе обучения;

Активность учебной деятельности школьников закономерно зависит от наличия у учащихся познавательных мотивов, от используемых учителем методов стимулирования учения;

Методы и средства организации учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля закономерно зависят от задач, содержания обучения и реальных учебных возможностей школьников;

Формы организации обучения закономерно зависят от задач, содержания и методов обучения;

Эффективность учебного процесса закономерно зависит от условий, в которых он протекает (учебно-материальных, гигиенических, морально-психологических, эстетических и временных);

Оптимальная организация учебного процесса закономерно обеспечивает максимально возможные и прочные результаты обучения за отведенное время.

В свою очередь, «оптимальный» означает «наилучший для данных условий с точки зрения определенных критериев». В роли критериев оптимальности могут выступать эффективность и время .

Эффективность педагогической деятельности определяется на основе установления отношения комплекса ее результатов к ресурсным затратам, учета их соответствия социальному заказу , тенденциям развития, условиям реализации. Соответственно эффективность как качественный показатель деятельности может быть высокой, средней и низкой. Оптимальный же результат означает не вообще наилучший, а наилучший: а) для данных конкретных условий и возможностей обучения и воспитания; б) на данном этапе, т. е. исходя из реально достигнутого уровня знаний и нравственной воспитанности конкретного школьника; в) исходя из особенностей личности школьника, его реальных возможностей; г) учитывая реальные умения, навыки, особенности конкретного педагога или коллектива педагогов .

Под оптимизацией учебно-воспитательного процесса понимают целенаправленный выбор педагогами наилучшего варианта построения этого процесса, который обеспечивает за отведенное время максимально возможную эффективность решения задач образования и воспитания школьников .

Эффективное решение педагогических проблем зависит от четко поставленной цели. Цель -- предполагаемый результат деятельности отдельного человека, группы людей. Содержание цели в известной мере определяется средствами ее достижения. Личность ставит перед собой цель на основе потребностей, интересов или же осознания и принятия задач, которые выдвигаются людьми в силу социальных связей и зависимостей. В целеполагании важную роль играют мышление, воображение, эмоции, чувства, мотивы поведения .

Правильным определением цели воспитания считал «лучшим пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий, далеко не бесполезным и в практическом отношении» .

констатирует, что «если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации» , и что «ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей» .

Необходимо при постановке цели рассматривать ее не только как конечный результат деятельности учителя, образовательной системы, но и как психический процесс, выступающий в функции регулятора его деятельности. В этой связи важное значение приобретает способность педагога к антиципации педагогического процесса и его результатов. В переводе с латинского антиципация (anticipatio) означает «предвосхищение, предугадывание событий, заранее составленное представление о чем либо». Антиципация -- это способность (в самом широком смысле) действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением и предвосхищением в отношении ожидаемых событий и результатов деятельности, в том числе интеллектуальность . Антиципирование распространяется на разные стороны жизнедеятельности субъекта как на процесс обучения, так и на профессиональную деятельность.

Педагог -- субъект профессиональной деятельности -- реализует педагогические установки, направленные на развитие ребенка , проектирование собственной деятельности и деятельности ребенка в конкретных ситуациях, рефлексию собственного педагогического опыта.

Изменение ценностных ориентиров образования, переход на гуманистическую образовательную парадигму предусматривают решение двух отличных друг от друга групп задач. С одной стороны -- задачи обеспечения достижения учащимися необходимого уровня обученности, элементарной и функциональной грамотности, готовности к жизни и труду в условиях современной цивилизации. С другой стороны -- задачи, связанные с созданием в образовательных учреждениях развивающих сред как условия освоения учащимися механизмов саморазвития, способностей учащихся к принятию решений на основе свободного и осознанного выбора, овладения стратегиями активной преобразовательной деятельности, основанных на ответственном отношении школьников к природе, людям, культурным ценностям, самим себе. Эти обстоятельства требуют изменения позиции учащегося в учебном процессе. Субъектом педагогической деятельности является учитель, а объектом -- учащийся. Но в процессе взаимодействия с педагогом ученик имеет свои «орудия» труда, способен как принимать его установки, так и сопротивляться им, ставить и реализовывать свои цели учения и учебной деятельности. И потому ученик одновременно является и субъектом деятельности.

Предмет совместной деятельности в системе «педагог-учащийся» обуславливается ее целью, а в конкретной направленности цель как прогнозируемый результат педагогического процесса можно охарактеризовать по следующим показателям:

Создание педагогических условий формирования познавательных интересов и умственной самостоятельности учащихся через их участие в аналитико-исследовательской, преобразующей и практической деятельности;

Обеспечение условий для самореализации профессионально компетентного педагога (а они создаются на основе профессионально компетентного управления);

Достижение необходимого уровня овладения учащимися знаниями, их готовности к самообразованию;

Сформированность готовности учащихся к самовоспитанию, самосовершенствованию, адаптации в жизни (ценностные ориентиры).

Движущими силами формирования, воспитания и развития растущего человека как субъекта деятельности являются возникающие в его жизни противоречия между стремлениями и возможностями для их удовлетворения, между прогнозируемым в труде результатом и его реальными показателями.

Одним из главных показателей заинтересованных взаимоотношений в системе «педагог-учащийся» является личность самого учителя, его профессиональные умения, уровень его педагогического творчества, воля и характер. В процессе осуществления обратной связи учитель проявляет способность проникать во внутренний мир учеников, прогнозировать свою деятельность, т. е. видеть себя глазами детей.

Эффективная реализация поставленных целей во многом зависит от концентрированного внимания на проблемах обучения и воспитания. На первый план при этом выносится формирование познавательных интересов и умственной самостоятельности учащихся, а успешная реализация процесса невозможна без постоянного совершенствования педагогического мастерства учителя, роста его профессиональной компетентности.

отмечает: «Мастерство преподавания заключается не в том, чтобы учение, овладение знаниями было для учеников легким... Наоборот, умственные силы развиваются, если ученик встречает трудности и самостоятельно преодолевает их. Стимулом активной умственной деятельности является самостоятельное изучение фактов, явлений, проводимое под руководством учителя» .

Осмысливая процесс оптимизации управления учебно-воспитательным процессом, прогнозируя способы достижения более высокого результата, необходимо учитывать уровень достигнутого и одновременно наметить перспективы усовершенствования и достижения новых качественных показателей. Для этого необходимо овладение методами научно обоснованного анализа. Там, где нет анализа пройденного пути, где нет обоснованных его итогов, там не может быть и научного подхода к управлению . Только в тесной связи с наукой, переосмысливая ее основные идеи и применяя их в повседневной практике, педагог сможет анализировать, прогнозировать, корректировать как собственную деятельность, так и деятельность учащихся.

Исследование педагогической деятельности как условия формирования и стимулирования развития профессиональной компетентности предусматривает определение ряда понятий, отражающих ее качества, их сравнительный анализ и определение места и роли категории «профессиональная компетентность». В современной педагогической науке и практике проблеме профессиональной компетентности уделяется недостаточное внимание. А если и уделяется, то в отождествлении с понятиями «профессионализм» и «мастерство». По словарю мастерство -- умение, владение профессией, трудовыми навыками; высокое искусство в какой-нибудь области .

Педагогическое мастерство правомерно рассматривать и как высочайшее умение учителя, и как искусство, и как совокупность его личностных качеств, и как уровень его педагогического творчества. Педагогическое мастерство присутствует там, где учитель достигает качественных показателей при наименьших затратах своего труда и труда своих учащихся, а также где педагог и его воспитанники испытывают удовлетворенность и радость успеха в совместной деятельности . Разумеется, педагогическое мастерство заключается и в творческом использовании методов и приемов обучения, воспитания и развития учащихся, и, в первую очередь, в методах взаимодействия педагог-учащийся, и в целенаправленном осуществлении обратной связи на уроке средствами оптимизации процесса педагогической деятельности.

Под оптимизацией учебно-воспитательного процесса принято понимать обоснование, выбор и реализацию системы мер, позволяющих педагогу получить наилучшие в данных конкретных условиях качественные результаты при наименьших затратах времени и усилий учителей и учащихся . Следовательно, педагогическое мастерство правомерно рассматривать и как профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательного процесса, направленные на развитие личности.

дает определение педагогического мастерства с позиции личностно-деятельностного подхода. Педагогическое мастерство -- комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности. Выделяются четыре элемента педагогического мастерства: гуманистическая направленность, профессиональное знание, педагогические способности, педагогическая техника . Структура означенных элементов (или компонентов) представляется следующей:

Гуманистическая направленность -- это интересы, ценности, идеалы;

Профессиональные знания обуславливаются проникновением в предмет деятельности, в методику его преподавания, в педагогику и психологию;

Педагогические способности включают: коммуникативность (расположенность к людям, доброжелательность, общительность); перцептивные способности (профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция); динамизм личности (способность к волевому воздействию и логическому убеждению); эмоциональную устойчивость (способность владеть собой); оптимистическое прогнозирование; креативность (способность к творчеству).

Педагогическая техника проявляется в умении управлять собой (владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи), а также умением взаимодействовать (дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия).

В научном аппарате постоянно встречаются понятия «профессионализм», «совершенствование профессионализма». В кратком психологическом словаре под редакцией М. И Дьяченко, профессионализм представляется как высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности. Профессионализм дает возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий. Профессионализм специалиста проявляется в систематическом повышении квалификации, творческой активности, способности продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры .

Понятие «профессионализм» в педагогической деятельности определяется в специальном исследовании. Она рассматривает это понятие как концентрированный показатель его личностно-деятельностной сущности, обусловленной мерой реализации его гражданской ответственности , зрелости и профессионального долга .

Профессионализм знаний, -- как основание, базис формирования профессионализма в целом;

Профессионализм общения, -- как готовность и умение использовать систему знаний на практике;

Профессионализм самосовершенствования -- динамичность, развитие целостной системы. Профессионализм деятельности педагога обеспечивается посредством справедливого самооценивания и оперативного устранения обнаружившихся в процессе педагогического общения личностных недостатков и пробелов в необходимых для учителя знаниях .

Молочная Ирина Сергеевна
Должность: заведующий отделом имр
Учебное заведение: МБУДО БДДТ г.Белгорода
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья (из опыта работы)
Тема: Профессиональные компетенции педагога дополнительного образования
Дата публикации: 31.01.2017
Раздел: дополнительное образование

Молочная И.С. Заведующий отделом информационно-методической работы Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Белгородский Дворец детского творчества» г. Белгорода
Профессиональные компетентности

педагога дополнительного образования

(из опыта работы МБУДО БДДТ г. Белгорода)
Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Адольф Дистервег - немецкий педагог 18-19 вв.
Аннотация:
В статье автор рассуждает о профессиональной компетенции педагога дополнительного образования, о том, каким должен быть сегодня педагог дополнительного образования.
Ключевые слова:
профессиональная компетентность, педагог дополнительного образования, качества педагога, профессионализм, самообразование. Сегодня много говорят о профессиональном стандарте педагогов, которые введены в общем среднем и дошкольном образовании. Введение профессионального стандарта педагогов дополнительного образования отложен, но уважающий себя педагог должен к этому быть готов уже сейчас, должен задумываться, как он будет ве сти занятия, к а к и м и профессиональными компетенциями должен обладать современный учитель. Дополнительное образование нацелено на создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организацию реальных дел, доступных для всех детей и дающих конкретный результат. Главная задача – не только дать первоначальные знания по тому или другому направлению (как это было раньше на уровне кружковой работы), а отвечать запросам современного общества, обучая, развивая и воспитывая каждого учащегося как индивида социума. В связи с этим дополнительное образование подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка. А главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остаётся именно педагог. Только сегодня это должен быть педагог-профессионал, педагог-новатор, педагог исследователь, искатель, педагог-аналитик, так как именно от его профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта зависит качество образования.
Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач. Сегодня педагог дополнительного образования должен обладать такими профессиональными и лично стными компетенциями: - быть чутким и доброжелательным, понимать потребности и интересы детей; - иметь высокий уровень интеллектуального развития, обладать широким кругом интересов и умений; - быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей, быть активным; - располагать творческим потенциалом, проявлять гибкость, быть г о т о в ы м к п е р е с м о т р у с в о и х в з г л я д о в и п о с т о я н н о м у самосовершенствованию. Одним словом – педагог должен быть мастером своего дела, ведь только рядом с мастером может вырасти другой мастер, лишь у мастера можно научиться мастерству, что подтверждают слова Адольфа Дистервега, немецкого педагога, взятые эпиграфом. Профессионализм современного педагога – основа для формирования и развития личности ребенка. Если раньше у педагога дополнительного образования было право выбора детей, то современное общество требует от дополнительного образования включение в образовательный процесс всех желающих, разрабатывая под каждую группу учащихся, под каждого учащегося общеобразовательную общеразвивающую программу. Сегодня на педагогов дополнительного образования возложены большие надежды. Наши педагоги Дворца детского творчества постоянно ищут новые формы и методы обучения. Все педагоги включают в работу программы инклюзивного обучения. Большое внимание уделяется работе с одаренными детьми и детьми, имеющими проблемы в развитии. Охвачены и включены в обучение учащиеся с девиантным поведением, зависимые, социально запущенными и социально уязвимыми, имеющие серьезные отклонения в поведении и так далее. Вот здесь и «срабатывают» профессиональные компетенции. Каждый педагог проводит систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению, разрабатывает и реализует программы индивидуального обучающего маршрута (ИОМ), оценивает образовательные результаты (формирование предметных и метапредметных компетенций). В нашем учреждении регулярно осуществляется мониторинг личностных характеристик учащихся, определяется совместно с учащимся, его родителями (законными представителями) наиболее продуктивный путь его ближайшего творческого развития. Педагоги не только осуществляют образовательную деятельность учащихся, но и организовывают досуговую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействия с родителями, осуществляют педагогический контроль и оценку освоения общеобразовательной общеразвивающей программы, разрабатывают программно-методическое обеспечение
реализации данной программы. Планируя занятие, педагоги ориентируются на то, что ребенок уже знает и умеет, как он овладел этими знаниями и умениями, как они изменяются в процессе обучения. Педагог должен владеть информацией не только о результативной, но и о процессуальной сторонах учебной работы учащегося, его умениях учиться. К сожалению, не все сотрудники согласны перейти к новым современным требованиям профессиональной компетенции, и это даже не зависит от возраста педагога. Одни с удовольствием принимают все новое и интересное, пробуют экспериментировать и ставить для себя более высокие критерии, ищут способы и самообразовываются. Другие – стараются «не выделяться» и работать, как и прежде. Не все педагогические сотрудники готовы работать с любым учеником, не все могут вовремя распознать педагогические, и даже психологические проблемы ребенка. Для повышения компетентности педагога и оказания методической помощи проводится мониторинг кадровых условий, выявляя уровень п р оя вл е н и я профессиональной компетенции, семинары и круглые столы. Квалификационные требования к педагогам сегодня включают в себя много вещей, которые превратили учреждения дополнительного образования в те учреждения, где дети «мешают» педагогам работать с документацией. Мы надеемся, что введение профессионального стандарта должно помочь освободить их от лишней документации, задаст высокие требования к профессиональной компетентности педагога, что неизбежно влечет за собой изменение стандартов его профессиональной подготовки, повышения квалификации. Педагог будет сам заинтересован в повышении квалификации, будет сам выступать инициатором прохождения курсов, посещения семинаров, тренингов, прохождения дистанционного обучения, включение в свою работу новых форм и методов, отвечающих требованиям современного общества.

Современные формы демонстрации профессиональной компетенции педагога ДО

Педагог - ключевая фигура в образовании. Более глубокое понимание педагогами дополнительного образования смысла своей деятельности, повышение уровня их профессиональной компетенции будут способствовать объективно усложняющимся современным требованиям к организации и качеству образовательного процесса в МУДДТ. Чтобы формировать успешную личность ребенка, обладающую социальными компетенциями, педагог ДО должен уметь анализировать свою профессиональную деятельность. Анализ собственной деятельности, как процесс осмысления педагогического опыта, является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом для самосовершенствования. Поэтому, способность ПДО к самоанализу педагогической деятельности важна для выявления его профессиональных достижений, положительного опыта, а также вскрытию недостатков и путей их преодоления. К наиболее обсуждаемым вопросам относится проблема оценки профессиональной деятельности, выявление результата работы педагога. Что является результатом работы и как его оценить? - каждый понимает по-своему. Для одних результат - успех воспитанников, для других - показатель - включенность педагога в процесс какой-либо инновационной деятельности или просто участие в каком - либо мероприятии и т.д. Каждое образовательное учреждение для эффективной деятельности и сохранения престижа заинтересовано в высококлассных специалистах. Хороший специалист, обладающий педагогическим мастерством, умеющий увлечь своим делом детей и заинтересовать родителей, сможет организовать в учреждении результативно работающее объединение, «продвигать» свое учреждение в социуме. Поэтому педагог, позиционирующий себя как высококлассный специалист, будет всегда востребован на рынке дополнительных образовательных услуг. Однако некоторые педагоги многие годы успешно работают, внедряя современные педагогические технологии, используют инновационные методики, которые усердно прячут от всех, мотивируя высокие результаты своих воспитанников особым педагогическим секретом. А, по-моему, так - выйди, расскажи и к тебе хлынет поток желающих; поделись опытом с коллегами, но... по им одним известным причинам, эти «копилки» остаются закрытыми. Хорошо, что рекламу педагогу создают дети, иногда администрация, коллеги.
Сегодня каждый педагог дополнительного образования должен осознавать необходимость презентации своего педагогического труда. Важно не только уметь организовать работу в объединении, грамотно и эффективно реализовывать свою дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу, важно уметь рассказывать об этом, заинтересовать своей работой, убедить всех в её актуальности, нужности, доказать её эффективность. Вопрос презентации педагогического труда является актуальным в современных условиях. Это проведение аттестации, участие в разного уровня конкурсах и смотрах, запись детей в кружки, выступления перед коллегами, родителями. Сегодня существуют современные формы демонстрации профессиональной компетенции педагога ДО. Качество их применения является показателем конкурентоспособности на рынке дополнительных образовательных услуг.
Наиболее популярные, приемлемые для каждого формы демонстрации своей компетенции
- самопрезентация (рассказ о своей работе и о себе)

Портфолио
- презентация передового педагогического опыта
- участие в профессиональных конкурсах.
Самопрезентация - это преподнесение себя, это умение человека подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранить его. Это - инструмент, используя который, человек сможет добиться значительных успехов. Это процесс, посредством которого, педагог сможет привлечь внимание других, а также средство формирования образа собственного «Я». Сейчас стало востребовано следовать определенному имиджу, чтобы быть успешным. Успешность предполагает лидерство в обществе. Чтобы быть таковым, нужно произвести впечатление, уметь войти в доверие, уметь показаться с лучшей стороны. Освоение навыков самопрезентации - это путь к саморазвитию, ключ, который позволит получить человеческое признание. Совершенствуя свой стиль общения, установление контакта, проявляющийся в осанке, мимике и жестах, манере говорить, одеваться человек создает свой уникальный имидж. А он позволит добиться поставленной цели.
Другой формой демонстрации компетенции педагога является - портфолио. Мы знаем, в портфолио каждого педагога входят следующие документы:
1 общие сведения о педагоге
2 самоанализ и самооценка профессиональной деятельности
3 отзывы о профессиональной деятельности
4 документы, подтверждающие результаты учащихся и документы о личных достижения.
Формируя портфолио, педагог в любой момент может продемонстрировать свою педагогическую компетентность.
Грамотное использование данных форм позволит каждому повысить его конкурентоспособность, получить большее удовлетворение от работы и стимул для дальнейшего профессионального роста.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессионально-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования

Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка.

Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования. Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остаётся именно педагог, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта которого зависит качество образования.

Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования.

Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.
В условиях современной образовательной политики РФ серьезно встает вопрос об инновационном подходе к построению научно-методической работы в образовательных учреждениях. Повышение квалификации педагогических работников системы дополнительного образования, непрерывность профессионального образования является необходимой предпосылкой развития творческих способностей педагога, результативности труда и условием постоянного развития индивидуального профессионального опыта.

Повышение квалификации педагогов осуществляется на протяжении всей профессиональной деятельности. Профессиональному росту способствует непрерывность образования и личностная активная позиция педагога, когда практический индивидуальный опыт осмыслен и соединен с социальным и профессиональным опытом.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Особое влияние на развитие творческого профессионального роста оказывает исследовательская деятельность педагогов, участие в научно-практических конференциях и семинарах разного уровня, мастер-классах, открытых занятиях.

Одной из форм повышения профессиональной компетентности педагога СЮТ является его способность к самообразованию, которое проявляется в личной неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательной деятельности и стремлении к поиску новых путей и форм организации учебно-воспитательного процесса, стремление к самосовершенствованию и достижение качественно новых образовательных результатов.

Сегодня педагог имеет право выбора различных вариантов повышения квалификации: это и очное обучение, очно – заочное и заочное обучение, учеба на курсах повышения квалификации, участие в онлайн-семинарах, вебинарах, обмен опытом в сети Интернет и т.д.

Умение четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать организацию и результаты образовательного процесса, способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового – показатели профессионального уровня педагога и залог достижений обучающихся.

И ещё одним важным дополнением к педагогу дополнительного образования является умение стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности обучающихся. В системе дополнительного образования акцент делается не столько на объяснение детям того или иного предметного знания, сколько на развитии их интереса к расширению индивидуально значимого знания. Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Таким образом, компетентность педагога - это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

Научно-методическая работа по формированию профессиональной компетентности педагогов СЮТ заключается в том, чтобы научить педагога быть мобильным в быстро меняющемся обществе, самостоятельно конструировать свою профессиональную траекторию, творчески развиваться средствами своей профессии.

Зам.директора по УВР Соловьева Н.Б.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: