Как приготовить тетерку в духовке. Старинная традиция изготовления обрядового печенья "тетерки", которая сохранилась на каргопольской земле Когда и по какому случаю их пекут

Живет на каргопольской земле красивый древний обычай. Весной, в пору солнечного равноденствия - когда день меряется с ночью, пекут в здешних деревнях «тетерки» . Пожилые женщины рассказывают, что прежде в «тетерочный день» все, кто был с невестиной стороны на свадьбе, обязательно несли молодым гостинцы - тетерки своей стряпни. А больше всего приносила их мать молодухи, чтобы не подумали, что она скупая, да чтоб каждый из домочадцев съел в этот день хоть одну.

Тетерочное дело кропотливое, самой хозяйке едва ли за неделю управиться. Потому помогала ей вся родня: и бабушки, и сама молодая (которую отпускали на эти дни в отчий дом) и даже ребятишки повзрослее - за столом во время работы не было лишнего места. Так, вместе наскут (то есть навьют, накатают) сто - двести тетерок, разложат их разными узорами. Причем часть приготовят из лучшей муки-крупчатки, добавив в нее и конопляного семени (для зятя), часть из ржаной муки спекут, а остальные - из ячменной.

Рецепт теста в каждой семье свой, но в основе своей тетерки пекутся из песочного теста, замешиваемого на основе масла с добавлением сахара и различных вкусовых приправ. В тесто также для повышения пластичных свойств и улучшения качества вкуса готовых тетерок добавляют яйца или сметану.

Уложенное на дощечки кружево из теста уносили на холод - там лежали тетерки до следующего утра. Подмерзших, их смело можно было садить в печь - узор уже не нарушишь. А иной раз, для быстроты, раскладывали на деревянной лопате и - сразу же - в печку, где они быстро подсыхали и румянились. Хорошо пропеченные тетерки смазывали льняным маслом и выкладывали на стол. Тут и своя, и чужая ребятня на них любуется, придут «поглядеть узоры» и соседи.

Накануне самого тетерочного дня мать молодухи (а коли не было в живых, то хозяйка дома - «большуха») укладывала в корзины приготовленные молодым гостинцы. Были среди них и белые пшеничные караваи, и ячменные на ржаной лепешке хлеба-«двинянки», и рыбники с запеченной в тесте рыбой, и «калитки» - своего рода ватрушки, начиненные пшенной и ячменной крупой, и завернутые из блинов «блинчатые» пироги с толокном, и тонкие, в виде полукруга, начиненные всевозможной ягодой «гостиничные». Всех лакомств набиралось две корзины.

В третью же, осторожно, чтобы не сломать, укладывали тетерки. Незамысловатых «вьюх», завитых одинарной или двойной спиралью, не брали, чтобы не ударить перед людьми в грязь лицом. Клали самые узорные-столько, сколько поместится, но чтоб набралось не менее сорока.

Первые две корзины хозяйка насаживала на концы кола, а третью несла в руках. Шла одна, без помощников: все должны были видеть, что гостинцев у несколько могла донести! Если ж дом зятя был далеко, угощенья везли на лошади. Добравшись до места, теща спрашивала хозяйку, куда выкладывать принесенные дары. А выкладывая, извинялась: «Не судите, сватуки и сватьюшки, чем богаты, тем рады!»
- Ну полно-те, сватьюшка,- отвечали хозяева,- чего еще, спаси Господи!

В иных деревнях гостинцы принимали не глядя, в других же сразу выкладывали на стол, рассматривая на свет узоры тетерок. Разглядывали гости, приходили поглядеть соседи, рассуждая потом меж собой, «хорошо ли молодухина родова зятя подарками чувствует». Угощать присутствующих гостинцами должна была сама молодуха. Она подносила всем по тетерочке, и потом уже за столом оставались одни женщины: «тетерочный день» почитался «бабьим праздником»...

И поныне в ряде сел Каргопольского района Архангельской области, особенно же в Ошевенской слободе и ее окрестностях, матери в день весеннего солнечного равноденствия ходят с тетерками к своим зятьям, дочерям и внукам . Стряпают сегодня тетерки и ребятишкам для забавы. Станет бабушка готовить обед, замесит на молоке да сахаре горсти две муки и испечет внучатам по вкусной тетерочке. С ними они по деревенской улице и бегают.

Приступая к необычному художеству, тесто раскатывают на посыпанном мукой столе в длинный, тонкий жгут. И укладывают его различными узорами. Как завить тетерку, знают здесь и старые и малые, но есть среди стряпух и подлинные мастерицы своего дела. Среди них живущие в одном доме подруги Александра Александровна Савинова и Марфа Алексеевна Соколова. Накануне тетерочного дня позовут они к себе и Анну Александровну Рудакову, чтобы помогла с тестом да узоры вместе припоминала.


А.А.Савинова и М.А.Соколова за изготовлением тетерок.
Фото 1977 года

Я, бывало, тетерок всяких навыделываю,- рассказывает Александра Александровна.- Пекла и сетчаты-решетчаты, и из колечушка в колечушко, а то одними восьмерушками тетерку уложу. Либо солнышко-высоколнышко совью, да навью ему кудрей. Солнышко, оно ведь тоже с кудерочками - вот и моя тетерка кудревата будет! А еще колечками-бегуночками уложу-такие и мама, и бабушка делали...

Смотреть и слушать, как работают и что рассказывают народные мастера, всегда поучительно. Именно тут и раскрывается их отношение к делу рук своих, познается смысл созданных ими произведений.

Марфа Алексеевна и Анна Александровна раскатывают тесто, а Александра Александровна укладывает его узорами на дощечках.
- Экую новую тетерочку завью! Наперво большое колечко уложу, потом буду водить солнышко. От солнышка на четыре стороны лучи-косыночки, околы трижды обведу и готово/
- Марфушка, наладь березку,- предлагает Савиновна.
- Нет, это уж ты узорница, ты и делай, а мы подсобим.

Александра Александровна укладывает новую тетерку:
- Прежде стебелинку у березки сделаю, от нее расселинки во все стороны пущу, а на них колечушки, вроде листиков. Так вот и наша Анна Рудакова, что эта березка: экому роду дала начало. Гли-ко, сколько детей и внуков стало, сколько расселинок рудаковщины распустилось...

Уложенные так тетерки выносят в кладовую - там они пролежат до утра. Когда истопит хозяйка печку, и прогорят дрова, заметет она душистым веником из еловых веток «под» печи, «приопустит» немного жар, чтобы не горели тетерки, а лишь подсыхали да румянились, и начнет перекладывать их с дощечек на лопату. А с нее - прямо в печь, и через нескольк минут тетерки готовы.


Орнамент каргопольских тетерок и по сей день хранит архаичную солярную символику. Все они представляют собой круг размером со столовую тарелку. Круг этот состоит из трех обводов - «околов», завитых «по солнышку». «Околыш» - словно рама вокруг основного узора, который составляют стилизованные растительные, а чаще геометрические и зооморфные мотивы: «березка», «коник», «курушка»... Геометрические фигуры непосредственно связаны с космологической символикой, это основа всех без исключения тетерок.

Центральная часть, которая и дает название узору, может состоять из кружков-«колечушек», «восьмерушек», большого креста, «солнышка» и обегающих вокруг «коников», «полукоников» либо навитых «кудерочков». Заполнять середину могут и три завитые в разные стороны спирали, и четыре односторонние «вьюхи»...

В образах каргопольских тетерок видны древние народные верования славян. Замечательно, что отдельные мотивы этого весеннего обрядового печенья, а то и просто похожие узоры встречаются в печеном узорочье не только многих областей России, но и других славянских народов. Нередки они в орнаменте вышивки и ткачества, резьбе и росписи по дереву, керамике и ювелирном искусстве.

Русские и - шире - славянские песни и загадки повествуют о златокудром солнце, изображения которого можно было встретить не только на крестьянских тканях, но даже в книжной миниатюре и орнаментике икон. Вот в тетерках оно и изображается «с кудерочками». А что такое крест, как не знак вешнего, ярко светящего солнца? Косой же крест - символ солнца, быстро бегущего по небу, образ небесного огня.

Прямой равноконечный крест с загнутыми (в нашем случае-завитыми) концами в целом ряде областей России, а прежде - во всем индоевропейском мире, связан был с представлениями о вечной жизни. Мотив этот любили изображать в виде четырех (чаще всего) лошадиных голов, как бы идущих по кругу. Ведь именно в движении солнца - смене дня и ночи, зимы и лета - и заключен, по народному представлению, смысл земного бытия.

Тетерки с «кониками» и «полукониками» представляют собой развитие этого древнего мотива. Перед нами стилизованные изображения быстроногих коней, которые издревле в фольклоре символизировали вечное движение солнца.


Но почему весеннее обрядовое печенье названо именно тетеркой?
На Руси прилет вешних птиц всегда знаменовал скорое наступление долгих теплых дней. А для землепашца это прежде всего-пора плодородия матери сырой земли. В народной памяти искони жила легенда о самой доброй из птиц - сказочной Паве. Стоило прилететь ей из теплых стран и расправить свои перья-лучи, как оживало после долгого зимнего сна всякое «зелье», что произрастает на земле. Мифологические загадки прямо называют Паву солнцем.

Почти каждая каргополка вышивала такую чудо-птицу на своей одежде и на вещах домашнего обихода, образ ее был знаком всем с детства. А вот излюбленная игрушка каргопольских гончаров - «баба с тетерками». Перед нами женщина в широкополой, словно солнце, шляпе, которая держит в поднятых вверх руках двух птиц. Образ этот уходит корнями в седую праславянскую древность. Фигура «бабы с тетерками» была олицетворением весны.

В Каргополе, как и в ряде других северных областей, сохранилось древнее предание о посвященной солнцу птице - глухаре. Местные жители называли его глухим тетеревом, либо просто-тетеркой.

Встречаясь каждый раз в каргопольских деревнях с обычаем печь ко дню весеннего солнечного равноденствия тетерки, дивишься живой памяти народной, что донесла до нас древний как мир образ солнца, дарующего жизнь всему живому и благополучие человеку.

Весенние печенье тетёрки

Цели:

  • сравнить обрядовое печенье и обыкновенное и выяснить чем одно отличается от другого
  • изучить народную традицию печь обрядовое печенье тетёрки. Сделать из пластилина макет такого печенья.
  • Учить выполнять изделие пользуясь технологической картой и макетом изделия.
  • Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.
  • Учить использовать полученные знания на практике.
  • Воспитывать любовь к Родине, её традициям.

Ход урока

Орг момент.(проверка организованности рабочих мест)

Проверим тщательно мы снова

Всё ли к занятию готово?

Просмотр слайда1.

Подготовительная работа

Отшумела веселая масленица, проводил народ зиму и стал ждать весны. Но весна приходит не сразу, не вдруг. По народному календарю весну встречают трижды.

Первая встреча весны приходится на 15 февраля - это СРЕТЕНЬЕ. “На сретенье зима с весной встречаются впервой”- говорили в народе

Благовещение - птиц на волю отпущение. Это один из больших праздников весны и о нем мы поговорим в другой раз.

Вот мы сегодня и поговорим как надо 2 раз весну встречать.

Вторая встреча наступает 22 марта, день весеннего равноденствия. А на Руси этот день называли СОРОКИ. .Исстари на Руси в день сороков существует обряд - закликают (зазывают) весну.

Ой, кулики, жаворонушки,

Прилетайте к нам у воронушки.

Летел кулик из-за моря,

Принес кулик девять замков,
Кулик, кулик, замыкай зиму.
Отпирай весну, тепло летечко.
Чувилъ-виль-виль-жаворочек.

Весну не только закликали, но и пекли особое обрядовое печенье

Я принесла макет печенья. Какое это печенье, обрядовое или обыкновенное?.

Для того чтобы ответить на этот вопрос мы должны выяснить

3 Проблемный вопрос

1.Что же такое обрядовое печенье? .

2.Чем же обрядовое печенье отличается от обычного.

Попробуем в этом разобраться.
РАБОТА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ

Где можем купить обыкновенное печенье? (в магазине)

Когда мы его едим?

Какой оно формы.

Заполнение данных в таблице

А теперь посмотрим презентацию об обрядовом печении и заполним таблицу до конца.

(Просмотр презентации)

Когда печётся такое печение

Какие правила выпечки существуют

Существует ли смысл

Ритуал.(Заполнение таблицы).

Ответим на вопрос Чем обрядовое печенье отличается от простого.

Посмотрим правильно ли мы сделали вывод.

Молодцы вы сделаи настоящее открытие.

А сейчас посмотрим является ли вот это печенье обрядовым.

Что для этого мы должны выяснить

Поработаем с материалами, которые у вас на столе. Найдём ответы на интересующие нас вопросы.

  • Что это за печенье (пекут такое печенье в архангельской области.
  • Какой смысл?
  • Когда печётся
  • Существует ли обряд
  • Какие существуют правила выпечки?
  • Что является символом солнца? Поработаем с тетрадью выполним задание №1 с.4

А теперь выполним задание №4, с 5 (ЭСКИЗ)

Какое это печенье?

Где мы можем использовать полученные знания?(можем дома испечь, подарить на счастье другу)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А теперь попытаемся выполнить макет такого печенья

Просмотр технологической карты планирование работы

  1. заготовить тонкие жгуты
  2. выложить з круга
  3. выложить узор в центре круга (крест, кудерочки и т. Д.)

Какой материал у нас для выполнения этого макета

Вспомним правила работы с пластилином

1. Следи, чтобы пластилин не падал на пол.

2. Следи за принадлежностями. Вовремя поднимай с пола пластилин.

3.Нельзя сильно разогревать пластилин в руках

4. Не бери пластилин в рот, не касайся грязными руками лица, глаз, одежды.

5. Люби рабочий материал и цени его. Содержи в чистоте, оберегай от пыли и грязи.

Самостоятельная работа 20 минут

Итог урока

Давайте протянем ваши тетёрки к солнышку и произнесём закличку.

Д. з. №2 с 5

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Обрядовое печенье Чем обрядовое печение отличается от обыкновенного? «Время рождает традиции. Традиции переживают эпохи…»

Выясним: Когда печётся такое печенье? Какие правила выпечки существуют? Существует ли смысл? Ритуал (ОБРЯД) (Обряды, различные обязательные действия, совершаемые в различных случаях жизни, например, на свадьбах, похоронах,основанные на наделении вещей особыми (символическими) свойствами)

Сравним обыкновенное и обрядовое печение обрядовое простое Когда печётся такое печенье? Какие правила выпечки существуют? Существует ли смысл. . Ритуал(обряд). В любое время форма, рецепт, узор могут быть любыми Не существует Не существует

Печенье – обрядовый хлеб, выпекаемый с магической целью. Печенье или хлебцы различной формы обычно готовились в календарные праздники, особенно часто - на святки и некоторые весенние праздники (Благовещение, Сорок мучеников). Фигурное печенье - угощение на свадьбе и крестинах.

Хлебные изделия в виде фигурок животных, птиц, сельскохозяйственных орудий имеют соответствующие названия: « козульки », «коровки», «бычки», «копытца», «жаворонки»,

Такое печенье в форме домашних животных (или с их изображением на поверхности изделий), часто делали к праздникам, посвященным каким-либо животным или их святым – покровителям. Фигурки из теста заменили собой жертвенное животное.

козули Козули – старинное обрядовое печение в форме разных животных делается из ржаной муки на родниковой (а лучше - святой) водице: месится тесто до тех пор, пока не станет теплым от хозяйских рук. Фигурки ставят не в печь, не в духовку, а на теплое место, где они усыхают до затвердения, а затем складываются в корзину. Теперь тащи: кому достанется собака, тому Новый год сулит нового друга, свинка - весь год сытым будешь, кошка - к деньгам, курочка с яйцом - жди прибавления в семействе, олень с короной на голове - к венцу, корова - к благополучию. А главная фигурка - козлик с бородой. Вытащишь ее - весь год тебя не покинет счастье. Фигурку есть нельзя, ее положено хранить весь год, а на следующее рождество - выкинуть в поле через левое плечо. Козуля должна разбиться на кусочки - чем больше кусков, тем счастливее наступающий год.

жаворонки ВесенниЙ обычай - выпекать фигурное печенье в виде жаворонков, аистов, куликов и других перелетных птиц. Русские пекли «жаворонков» главным образом 9 марта. С этим печеньем дети забирались на крыши сараев и, подбрасывая его вверх, кричали: «Жаворонки, прилетите к нам! Красну весну принесите нам!» Одну из фигурок бросали при этом в печь. «Жаворонков» также относили на гумно, оставляли в сарае, давали скоту, выбрасывали в проточную воду и т.д.

лесенки 12 апреля, в день Иоанна Лествичника и на Вознесение – сороковой день после Пасхи повсеместно на Руси пекли из теста «лесенки» для восхождения в будущей жизни на небо. В Ярославской губернии лесенки делались обязательно с семью ступеньками

Сравним обыкновенное и обрядовое печение обрядовое простое Когда печётся такое печенье? Какие правила выпечки существуют? Существует ли смысл. . Ритуал(обряд). К определённым праздникам и событиям В любое время Особая форма, узор. Особый рецепт теста форма, рецепт, узор могут быть любыми приписывается особый (магический) смысл Не существует Не существует Всегда существует ритуал или обряд, связанный с печеньем

Обрядовое печенье, в отличии от простого, всегда печётся к определённым датам (праздникам) Есть определённые правила по которым оно печётся, есть магический смысл, есть ритуал (обряд), связанный с этим печением

тетёрки Весеннее печенье

Тетёрки до сих пор выпекают на севере нашей страны в - Архангельской области

Какие бывают тетёрки Выполним задание 1, 3 тпо

тетёрки Печенье тетёрки Когда печётся такое печение Правила по которым печётся особая форма Смысл Обряд Делаются тетерки только один раз в год, в дни весеннего равноденствия. К празднику Сорока Святых мучеников. тонкие нити свиваются в узор в виде круга, состоящего из трех " околов "-обводов, завитых "по солнышку". В его середине часто выкладывают крест - " солнышко -высоколнышко ", в окружении " кудерочков зазывали (закликали) весну. Детки бегали с ними, протягивали к солнышку.

Выполним изделие

Жавороночки, перепёлушки, Птички – ласточки! Прилетите к нам! Весну ясную, Весну красную Принесите нам!


Все мы знаем, что на Сороки, - Заклички Весны - в каждом доме пекутся-выпекаются различные птички:-веснянки, жаворонки,кулики,сороки. О них мы поговорим позже, а эта статья посвящена особому печиву: - Каргопольским Тетеркам.

Тетёры (также виту́шки, тетёрки) — обрядовое пряничное изделие витой формы, распространенное в окрестностях городов Каргополь и Мезень, а также в сёлах по берегам реки Мезень.(Архангельская обл.)

Это севернорусский аналог наших «куликов-жаворонков».
Печенье начинали выпекать в специально отведённые дни,- на Сороки.
(Христиане праздновали "Сорок мучеников" -22 марта- как раз на нашу Комоедицу, а Масляница у них- в 20-х числах февраля, когда, собственно, о Весне думать еще рановато. Этот "сбой" на две недели произошел из-за великого поста,а так же для того, чтобы "оторвать" народ от привязки праздника к весеннему равноденствию. мы же можем печь тетерки от самых Закличек-и до самой Комоедицы).

Выпекались тетёры с обрядовой целью: близкие к солярным знакам и древнерусским орнаментам, тетеры являли собой символ Солнца, Весны, тепла.Таким образом происходило «закликание» перелётных птиц, которые по местным представлениям несли с собой весну и тепло.Тетерки подносили пробуждающимся стихиям, в виде требы или подношения, поднимая повыше к Солнышку, смотря напросвет.

Тетёры выпекают из ржаного теста, раскатанного в виде тонких колбасок-жгутиков, из которых после «свивают» фигурки зверей или геометрические фигуры, близкие к солярным знакам.Круг состоит из трех "околов"-обводов, завитых "по солнышку".В его середине часто выкладывают крест - "солнышко-высоколнышко", в окружении "кудерочков".Из ржаной муки тетёрки выходили чёрными. Для того, чтобы печенье получилось красивым, в житную муку добавляли растолчённую варёную картошку. Заготовки выносили на мороз.
Раскатывали тесто и вили тетерок иногда целый месяц.

Каждую сделать - это как картину нарисовать.
Готовили всей роднёй, по сто-двести "тетёрок", и завивали их разными узорами.
Хорошо пропеченное печенье смазывали льняным маслом и выкладывали на стол.
Такие тетерки могли храниться целый год. До сих пор пекут в деревнях тетерки. Правда, теперь они, как правило, из белой муки делаются (иногда еще сметану и яйцо добавляют).
Тетёрками в этот день ритуально чествуют молодожёнов, использовали их и в свадебных обрядах.

Например, в первый после свадьбы день мать невесты и ее родственники, присутствовавшие на свадьбе, шли к зятю с тетерками. На свадьбу пекли даже замысловатые именные тетеры. Мастерицы приговаривали: «Тетерка - солнце в доме».

Еще тетерками угощали детей, одаривали близких, давали домашней скотине.
Со временем магический смысл обряда, связанного со встречей весны был утрачен, но обычай принимал новые формы: печенье заняло место в семейных (свадебных) обрядах или превращалось просто в угощение или забаву для детей.Но рисунки печенья остались такими же сложными.

Современные "тетёрки" делают из муки высшего сорта, добавляют соль, сметану, иногда - яйцо. Добавляют и масло, и молоко, и "сгущёнку" и простоквашу, и сахар. В общем, современные рецептуры на любой вкус.
Несколько рецептов теста для тетерок:

1 стакан ржаной муки,
2 столовые ложки растительного масла,
2 столовые ложки мёда.
Воду добавляйте очень осторожно - по столовой ложке, пока тесто не станет очень крутым.
Наминать тесто надо не менее 15 минут. Если при раскатке тесто рвётся, смочите руки водой и снова наминайте. Добейтесь, чтобы тесто раскатывалось как пластилин.

ИЛИ:
4-6 чашек ржаной муки(количество муки будет зависеть от других продуктов, например, от того, используете ли вы мед);
1 чашка воды;
1 чашка меда(я использовала жидкий мед);
1/2 ч.ложки соли;
1 чашка вареной картошки (по желанию);
семечки подсолнуха, льна, кунжута(по желанию);
растительное масло для смазывания готовых тетерок(по желанию);

СОВЕТ! Если после выпечки "Тетёрка" сломалась или отделилась какая-нибудь часть фигуры, смочите место со единения сырым яичным белком и дайте высохнуть.

Тетерки - это обрядовое печенье, которое выпекают в день весеннего равноденствия из пресной (часто ржаной) муки. Тесто завивают в тонкие скалочки, из которых выкладывают круг с узором внутри. Это символ солнца и пришедшего тепла. Тетерками угощают гостей, а также ходят в гости к молодоженам. Семья невесты несет тетерок семье жениха в специальной корзине. В некоторых регионах эта традиция жива до сих пор. Дети, которых угощают тетерками, всегда смотрят сквозь них на весеннее солнце, радуясь теплу и свету.


На праздник солнечного равноденствия, когда день меряется с ночью, а внешнее солнце начинает светить ярче, хозяйки стряпали из теста "жаворонков" и "тетерков"... В эту пору пекут здесь хозяйки особое печенье "тетерки" в виде круга, состоящего из трех "околов"-обводов, завитых "по солнышку". В его середине часто выкладывают крест - "солнышко-высоколнышко", в окружении "кудерочков". По словам стряпух, "и у настоящего солнца тоже есть кудерочки". Такое лучистое солнце встречается в орнаменте прялок, и на местных тканях=
Г.П. Дурасов "Каргопольская глиняная игрушка" (1986)

Каргопольские тетёрки можно сравнить в другими традиционными формами обрядовых печений, бытовавших в разных регионах России и также имевших «птичьи» названия: «жаворонки», «воробышки», «снегирьки», «кулики», «сороки», «петушки».
Ещё в ХIХ веке с помощью такого печенья закликали весну, чаще это приурочено к Масленице (у православных ведь Сороки как раз 22го марта, а не 9го).

Тетёрками в этот день ритуально чествуют молодожёнов:
в первый, на году после свадьбы, день «сорока святых» мать и родственники невесты идут к зятю с тетерками. Несли тетерки в особой корзине, которую держали для этого случая. В Ошевенске этот обычай поддерживается до сих пор.

Как стряпать тетёры?

Тетёрок готовят из теста, скатанного в жгуты, как говорят в Каргополье, «сканого» (скать, сукать - сучить, крутить, свивать), и выкладывают - «завивают» - в черте круга в виде волн или петель, спиралей, решёток, кругов, растений, фигурок птиц, реже животных.
В наши дни северяне пекут тетёрки, как правило, из белой муки, сдобные. Прежде делали тетерки на воде, из ржаной муки или ячменной: "Нальют водушки, положат соли, ржаной муки и скут". Такое тесто скётся легко и тонко.
В тесто порой добавляют конопляные или льняные семечки, тогда вьюхи будут потолще, а в готовом печенье семечки хрустят. В ржаные вьюхи также можно добавить растолчённую варёную картошку (для осветления?).
Уложенное на дощечки витое печенье выносят на холод и держат там до следующего утра. Подмёрзшее, его удобнее садить в печь - узор уже не нарушишь.
Хорошо пропечённые тетёрки смазывают льняным маслом и выкладывают на стол. Тут ребятня на них любуется, придут "поглядеть узоры" и соседи.

Видов тетерок множество: «Узорчатки», «В колечушки», «Узорики», «Цветик», «Кренделёчки», «Лебедь», «Часики», «Кудерочки», «Ветвь», «Вьюхи», «Восьмёры», «Лесенка», «Шестерёнка», «Коники», «Карета»...

Что с ними делать?
Угощать детей, одаривать близких, давать домашней скотине, подносить пробуждающимся стихиям, поднимать повыше к Солнышку, смотря напросвет. Тетёры несут приход Весны и плодородие в новом году.
Ржаные тетерки можно хранить целый год.

По материалам издания "Каргопольские тетерки". Каргополь, 2002. Автор-составитель Шевелева Е.

Московские тетёры
(практический опыт отдельно взятой родноверческой семьи)

Поскольку в закромах ржаную муку обнаружить не удалось, мы приняли отчаянное решение готовить пресное тесто из пшеничной муки. В итоге рецепт сложился такой:
3 стакана пшеничной муки,
3/4 стакана холодной воды,
2 столовые ложки сахара,
1/2 чайной ложки соли,
2 яйца.
...Процесс свивания-скручивания тетёрок оказался неожиданно долгим и занял часа четыре. Выяснилось, что свивать тесто удобнее на самой щербатой разделочной доске: поверхность требуется не идеально гладкая.
Работа для нас возымела душеподъемный эффект, и мы с удовольствием спели все нам знакомые веснозаклинательные песни.
...Но сколь жгуту не виться, наступит долгожданный момент выкладывания на противень желаемого узора. Нам понравилось делать это, начиная от центра тетёры. Уделите особое внимание! Витки жгута следует укладывать плотно и даже нарочно прижимать друг к другу, иначе из готового печенья отдельные элементы будут просто выпадать.

Практика показала, что из предложенных в рецепте 3-х стаканов муки получается штук 25 тетёрок диаметром 7-10 сантиметров. Сведущие люди говорят, что можно делать каждое печенье размером во весь противень. Мы пока не пробовали, ну а вам советуем.
Дальше всё было очень быстро и совсем просто: выпекались тетёрки в духовке, при температуре 200º, минут за 10-12.
А через 10 часов Солнце перешло из южного полушария в северное, и наступила Весна. Мы встречали её тетёрками, чего и вам всегда делать желаем.
Людям - на здраву,
Богам - на славу!
Гой!

Каргопольское весенне-обрядовое витое печенье «тетёры» («тетёрки»), «вьюхи» или «кокурки».

Каргопольские тетерки можно сравнить в другими традиционными формами обрядовых печений, бытовавших в разных регионах России и также имевших «птичьи» названия: «жаворонки», «воробышки», «снегирьки», «кулики», «сороки», «петушки».
Ещё в XIX веке в разных губерниях России с помощью такого печенья «закликали весну» Ученые отмечают, что этот ритуал сближается с Масленицей и также направлен на приход весны и обеспечение плодородия в новом году.

Подобное событие отмечалось на Каргопольской земле во время весеннего равнодействия, 9(22) марта. Согласно церковному календарю, это день Сорока Мучеников Севастийских (или по-местному, день «сорокасвятых», «сороки»).

На праздник солнечного равноденствия (22 марта), хозяйки стряпали из теста «жаворонков» и «тетерков» в виде круга, состоящего из трех «околов»-обводов, завитых «по солнышку». В его середине часто выкладывают крест — «солнышко-высоколнышко», в окружении «кудерочков». По словам стряпух, «и у настоящего солнца тоже есть кудерочки». Такое лучистое солнце встречается в орнаменте прялок, и на местных тканях.

Тетёрок готовят из теста, скатанного в жгуты, как говорят в Каргополье, «сканого» (скать, сукать — сучить, крутить, свивать), и выкладывают – «завивают» — в черте круга в виде волн или петель, спиралей, решёток, кругов, растений, фигурок птиц, реже животных.

В наши дни северяне пекут тетёрки, как правило, из белой муки, сдобные. Прежде делали тетерки на воде, из ржаной муки: «Нальют водушки, положат соли, ржаной муки и скут». Такое тесто скется легко и тонко. В тесто порой добавляют конопляные или льняные семечки, тогда вьюхи будут потолще, а в готовом печенье семечки хрустят. В ржаные вьюхи также можно добавить растолчённую варёную картошку.

Уложенное на дощечки витое печенье выносят на холод и держат там до следующего утра. Подмёрзшее, его удобнее садить в печь – узор уже не нарушишь.

Когда истопит хозяйка печку, и прогорят дрова, заметет она душистым веником из еловых веток «под» печи, «приопустит» немного жар, чтобы не горели тетерки, а лишь подсыхали да румянились, и начнет перекладывать их с дощечки на лопату. А с нее прямо на горячий под.

Хорошо пропеченные тетерки смазывали льняным маслом и выкладывали на стол. Тут и своя, и чужая ребятня на них любуется, придут поглядеть узоры» и соседи.

Ржаные тетерки можно было хранить до году.

Форма тетерок менялась в зависимости от умения, фантазии и настроения мастерицы. Видов тетерок множество: «Узорчатки», «В колечушки», «Узорики», «Цветик», «Кренделечки», «Лебедь», «Часики», «Кудерочки», «Ветвь», «Вьюхи», «Восьмеры», «Лесенка», «Шестеренка», «Коники», «Карета».

Со временем магический смысл обряда, связанного со встречей весны был утрачен, но обычай принимал новые формы: печенье заняло место в семейных (свадебных) обрядах или превращалось просто в угощение или забаву для детей.


В наши дни традиция печь тетерки к определенному дню сохранилась в деревнях Ошевенска, в селах Усачево, Волосово, Троица. Делают их в селах Архангело и Ольховец.

Помимо календаря, тетёрки также включены в родовую обрядность. В Ошевенске до сих пор поддерживается обычай: в первый, на году после свадьбы, день «сорокасвятых» мать невесты и родственники невесты, присутствовавшие на свадьбе, идут к зятю с тетерками. Несли тетерки в особой корзине, которую держали для этого случая. Среди этих тетёр есть особые «именные» для зятя — в них-то и кладут льняное семя. Но есть исключение: если мужчина шел в «приемыши», то тетерки приносили с обеих сторон. Несли тетерки в особой корзине, которую держали для этого случая. А в дополнение к тетеркам – обязательно рыбник, двинянку (житник, испеченный на сочне), наливки (житники, политые сметаной), калитки, тонкие пирожки, «пирожки трояки: из ржаной муки картофельные и гороховые, а из белой с песочком. А на Волосове еще и кисель возили. Далее каждый год годовщина свадьбы празднуется тёщиными тетёрками и гостьбой (хоть уже с меньшим размахом).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: